Найти в Дзене
Культурология для всех

Как греческое воспитание Луки позволяет ему не бояться женщин и обходить "острые углы"?

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 7-ой главы Евангелия от Луки.

Восьмая глава начинается с рассказа о том, что Иисус с 12 апостолами ходил по городам и селениям

“благовествуя Царствие Божие” [Лука 8:1]

и с ними ходили женщины:

“и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим” [Лука 8:2-3].

Вот где проявляется греческое воспитание Луки, он не испытывает презрения к слабому полу, в отличии от Матфея и Марка, упоминавших женщин только там, где без этого никак.

Христос, при большом скоплении народа, рассказывает притчу про зерно, которое всходит только на благодатной почве. Когда ученики спросили про значение, Спаситель сказал:

“вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют” [Лука 8:10].

На это же указывали в своих Евангелиях Марк и Матфей. Дальше у Луки, так же как и у Марка в 4 главе, Иисус сообщает, что

“нет ничего тайного, что не сделалось бы явным” [Лука 8:17].
-2

Тут же приходят к нему Мать и братья, а он говорит:

“матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его” [Лука 8:21].

Как видите, Лука аккуратнее рассказывает этот эпизод, не акцентируя внимание, ни на том, что родственники считали, что Спаситель “вышел из себя”, как пишет Марк в 3 главе стих 21, ни на том, что он не ценит кровного родства, как сказано у того же Марка в 3 главе, а у Матфея в 12-ой.

Иисус сел с учениками в лодку, и они поплыли на противоположный берег озера. По дороге Христос заснул, а погода испортилась: поднялся сильный ветер, а волны были такими, что заливали лодку. Ученики, в ужасе, разбудили Спасителя, и он, как и в 4 главе Евангелия от Марка и в 8-ой из Евангелия от Матфея,

“запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина” [Лука 8:24].
-3

Иисус обвинил спутников в отсутствии веры, а они

“в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?” [Лука 8:25].

На этом 8-ая глава не завершается, продолжение в следующей публикации.

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Культура средневековой Японии - начало здесь

Культура средневековой Европы - начало здесь