Мы продолжаем тему о том, как гномы попали на новогодние открытки В.И. Зарубина. В прошлой статье Рождественский гном из шведских легенд и сказок мы рассказывали, что скандинавский ниссе, близкий родственник нашего домового, пользовался большим уважением среди крестьян. По доброй традиции его в сочельник следовало угостить кашей.
Но не только в деревнях помнили о ниссе. Как-то на Рождество 1836 года в Риме собралась компания датских художников и скульпторов. Их можно видеть на этой картине, а сам автор картины сидит слева, на стуле.
Это Константин Хансен, недавно получивший на два года стипендию от Королевской академии искусств. Родился он во время поездки родителей в Рим, а крестили его в Вене. Своё очень необычное для датчанина имя Константин он получил в честь... вдовы композитора Моцарта, Констанции Моцарт. По стечению обстоятельств отец его, тоже художник, недавно закончил портрет г-жи Моцарт. А сама она состояла в длительных отношениях с датским дипломатом г-ном Ниссеном, снимавшим комнаты у неё в доме и позже вышла за него замуж.
Итак, скучая по родине в солнечной Италии в Рождество 1836-го года, Константин Хансен удивил своих земляков тем, что украсил свой дом множеством изображений родных датскому сердцу ниссе. Это вызвало такой восторг гостей, что каждый из них захотел копии этих рисунков, о чём в 1837 рассказала статья в газете Dansk Kunstblad.
Вышло так, что Хансен непроизвольно придумал рождественских ниссе, или как у нас принято переводить, "рождественских гномов". С его лёгкой руки датские ниссе (они же томте в Швеции) вошли в мир иллюстрации.
В середине 19-го века в моду вошли открытки. И когда на них появился американский Санта-Клаус, то у скандинавов это образ стал ассоциировать именно с бородатыми старичками ниссе и томте. Традиции оказались сильнее новизны. Поэтому в скандинавский обиход вошёл образ рождественского ниссе (томте), который, так сказать, произвольно «отпочковался» от фольклорного. Он делает то же, что и наш Дед Мороз - приносит подарки детям и взрослым.
Праздник Рождества в Скандинавии называется Jul, а в дохристианские времена так назвался шумный языческий праздник, проходивший примерно в это же время. Поэтому названия Julenissen, Jultomten и (рождественский ниссе или томте) несут в себе отголоски древних языческих традиций, точно как и наш Дед Мороз.
Таким вот образом ниссе и томте попали не только на почтовые открытки, но и в витрины магазинов, и на улицы городов Скандинавии в канун самого праздника. В Рождество кажется (как говорят), что они правят всем вокруг.
Для достоверности этот рождественский образ задним числом - через литературную легенду - породнили с подлинными ниссе, жившими, как мы знаем, в крестьянских усадьбах и оберегавших хозяйство от бед. Иначе не все понимали, как связан рождественский ниссе с подлинными домовыми. По сути - никак; это омонимы.
А куда же делись сами ниссе, «хранители очага» и «маленькие родственники» в эпоху автоматизиронного ухода за скотом? Трудно сказать.
Но были, как говорят, ещё и лесные ниссе, которых увидеть довольно трудно. Ниссе ведёт себя осторожно, как лось, присматриваясь к человеку. И надо проявить большое терпение, чтобы заметить среди леса его красный вязаный колпачок.
Начало рассказа о скандинавских рождественских гномах можно найти здесь.
Эта и другие статьи написаны, чтобы помочь создавать волшебное настроение круглый год.
Ваша фабрика елочных игрушек XMAS TOYS.