Я понимаю, что кое-кому не нравится то, что я, якобы, принижаю заслугу наших кораблестроителей, показывая, что значительная часть комплектов силовых установок (и прочей дорогой начинки) была импортной.
Как раз наоборот, заслуга наших кораблестроителей в том, что они смогли очень многое сделать. Ведь посмотрите, общая направленность политики Морского комитета была в том, чтобы брать все у "запада". То, что сделали николаевские корабелы (и не только они) это подвиг. Сделано, было, действительно очень многое (и до революции и после). Не зазорно брать зарубежный опыт. Зазорно остановиться на тупом копировании.
Есть в техническом слэнге такое понятие "колхозить" - подобно механикам из колхоза сделать что-то из подручных материалов. Это слово не имеет уничижительного смысла, это способ заставить что-то работать, не имея достаточных ресурсов. Это тоже опыт. То, что в условиях тотальной нехватки всего наши корабелы вернули в строй дивизион эсминцев, это тоже подвиг. Их опыт и знания позволили потом наладить производство своих турбин (причем со всем вспомогательным оборудованием) в Харькове.
Подробно мы пока не будем описывать судьбу каждого корабля (слишком большой текст выйдет. Все четыре достроенных эсминца вошли в состав 3-го дивизиона. Но были еще недостроенные.
«Керчь» 25 мая 1917 года эскадренный миноносец «Керчь» был принят в состав 3-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота. Как многие корабли ЧФ 16 декабря 1917 года «Керчь» поднял красный флаг, и вошёл в состав красного Черноморского флота. В январе 1918 года принимал участие в установлении советской власти в Ялте и Феодосии, воевал в устье Дуная против румын. После предъявления германским командованием 25 апреля 1918 года ультиматума советскому правительству о сдаче Черноморского флота «Керчь» 29 апреля 1918 года вместе с частью кораблей ушёл из Севастополя и 1 мая прибыл в Новороссийск.
18 июня 1918 года по решению советского правительства во избежание захвата германскими войсками кораблей ЧФ, эскадренный миноносец «Керчь» торпедами линкор «Свободная Россия» и эсминец «Фидониси», после чего ушел в Туапсе, и был затоплен экипажем на глубине 27 метров.
22 ноября 1929 года предпринята неудачная попытка подъема эсминца, но при подъеме не учли вес воды и наносного ила в корпусе, и стропы понтонов перерезали слабый корпус. Эсминец разломился и ушел на дно. В 1932 году была поднята средняя часть эсминца с котельным и машинным отделением. Механизмы, законсервированные перед затоплением экипажем, оказались в приличном состоянии, и были использованы на Тупсинской ТЭЦ. Носовая и кормовая часть остались на дне (насколько я знаю, и по сию пору).
«Фидониси», родной «брат» «Керчи» (по «Навалю») почти в точности повторил его судьбу (с небольшими вариациями). Потоплен своим собратом в Новороссийске. Разломившись от взрыва торпеды на две части, корабль затонул. Обломки эскадренного миноносца на дне Цемесской бухты были обнаружены и частично подняты в 1964 году.
«Калиакрия», вступила в строй 30 октября 1917 года, и в боевых действиях не участвовала. 16 декабря 1917 года эскадренный миноносец «Калиакрия» поднял красный флаг, ушел в Новороссийск. 18 июня 1918 года корабль был затоплен своим экипажем на глубине 28 метров. В период с 17 июня по 4 октября 1925 года эсминец «Калиакрия» был поднят, и отбуксирован в Николаев.
24 ноября 1926 года эсминец был переименован в «Дзержинский». С 1 января 1927 по 24 августа 1929 года корабль был отремонтирован, и вернулся в строй, став флагманом вновь создаваемого дивизиона эсминцев. Погиб во время Великой Отечественной войны; 14 марта 1942 года он подорвался на мине советского оборонительного минного заграждения. От взрыва мины корабль переломился и затонул на глубине около 120 метров (координаты44° 27’ с. ш. 31° 19’ в. д.) . Вроде бы как обломки его найдены совместной экспедицией Р.Болларда и НАНУ.
«Гаджибей», вошел в строй 11 сентября 1917 года. В боевых действиях участия не принимал, 16 декабря 1917 года, как все черноморские «Новики» поднял красный флаг. Принимал участие в борьбе с «эскадронцами». Вместе с эскадрой в апреле ушел в Новроссийск. Затоплен своим экипажем на глубине 35 метров. В 1928 году поднят, отбуксирован в Николаев. Но из-за плохого состояния корпуса разобран на металл.
Механизмы, находившиеся в отличном состоянии, использованы для достройки эсминца «Корфу», стоявшего без энергетической установки.
Эсминцы второй закладки
«Цериго» стоял недостроенным, без машин в Николаеве, меняя «хозяев» и названия (например, при Петлюре был окрещен «Чигирином»). В феврале совместно с эсминцем «Занте», отбуксирован с Николаева по пробитому ледоколами каналу к Очакову и далее в Одессу. Позже, эсминец был отбуксирован в Севастополь, где на корабль назначили командира и команду. Уведен на буксире в Бизерту (со всеми вытекающими последствиями).
«Занте» стоял недостроенным, в этом состоянии стал «Киевом» (потом передумал). В январе 1920 года, при приближении РККА к Николаеву корабль был уведён белыми при помощи буксира в Одессу, где через месяц во время шторма был выброшен на камни у Большого Фонтана. В сентябре (красными) был снят с мелководья и отбуксирован обратно в Николаев. На достройку корабля по подписке «скидывалось» беднейшее (незаможное) крестьянство, а, потому, эсминец стал «Незаможным» (потом «Незаможником»).
Недостающее оборудование было частично снято с поднимаемых кораблей, частично изготовлено на заводе им. Андре Марти (бывший «Наваль», не путать с ленинградским заводом), частично доставлено из Мурманска, где часть оборудования была обнаружена среди ящиков с захваченным имуществом (питательные насосы, паропроводы высокого давления).
7 ноября 1923 года на корабле был поднят советский военно-морской флаг, после чего «Незаможный» был зачислен в состав Морских сил Чёрного моря.
К началу Великой Отечественной войны эскадренный миноносец входил в состав 1-го дивизиона эсминцев эскадры ЧФ. Прошел всю войну, стал краснознаменным, 12 января 1949 года «Незаможник» был разоружён и переоборудован в корабль-цель, в качестве которого в начале 1950-х годов и был потоплен при испытаниях нового оружия у берегов Крыма (по некоторым данным у Бакальской косы).
«Левкас» простоял на стапеле всю Гражданскую войну. Украинцы назвали его «Иван Сирко», но в строй они его ввести не смогли. Предпринимались попытки достройки эсминца англичанами, но в готовность эсминец тоже приведен не был. В 1923—1925 годах корабль был достроен в Николаеве на заводе им. А. Марти; 12 декабря 1925 года вступил в состав Морских сил Чёрного моря (МСЧМ).
К началу Великой Отечественной войны «Шаумян» входил в состав 1-го дивизиона эсминцев. 3 апреля 1942 года эсминец в сильный снегопад осуществлял переход из Новороссийска в Поти. Из-за ошибки в счислении курса в условиях плохой видимости, выскочил на мель неподалёку от Геленджика (44°33′09″ с. ш. 37°59′01″). Снять корабль с камней не удалось, впоследствии корабль был полностью разрушен штормами и немецкой авиацией. 102-мм орудия, снятые с корабля, были использованы для формирования береговой батареи № 464 (Новороссийской ВМБ). После войны его остов был разобран на металл.
«Корфу» так же простоял в недостроенном состоянии, меняя «хозяев». С января 1919 года назывался «Иван Выговский». Достроен при советской власти, с помощью механизмов эсминца «Гаджибей». С 5 февраля 1925 года назывался «Петровский», с 25 июня 1939 года «Железняков». Прошел всю войну.
18 декабря 1947 года корабль был передан Советским Союзом ВМФ Болгарии. В связи с плохой эксплуатацией и пожара, связанного с использованием некачественного топлива пришел в негодность. Прошел ремонт в Севастополе, и возвращен Болгарии, но в 1949-м возвращен СССР.
С 8 апреля 1953 года в связи с плохим состоянием котлов пере классифицирован в плавказарму ПКЗ-62. Разделан на металл в 1957 году в Поти на базе Главвторчермета.
Таким образом, в советском дивизионе «Новиков» особняком стоит «Фрунзе», относившийся к другой серии.
Что касается турбин, то после революции турбины в Николаеве не производились (хотя ремонт, достройка и наладка на Николаевских заводах велась). Причин несколько. Отчасти дело в том, что интервенты вывезли часть оборудования (но лишь отчасти). Турбинное производство (практически с нуля) было налажено в Харькове (но это уже немного другая история).
С черноморскими "Новиками" все просто. А, вот с балтийскими... там покруче все будет.