Многие из нас интересовались загадочным древним народом северо-запада Италийского полуострова, чья цивилизация предшествовала Римской, и, как известно, этруски оказали огромное влияние на раннюю Римскую цивилизацию и культуру. Напомним, что из семи царей Рима (перед провозглашением его республикой в 509 году до н.э.) двое (а может и больше) были этрусками.
Римляне считали этрусков своими учителями, очень уважали этот народ и его культуру. Самые ранние свидетельства этрусской культуры датируются примерно 900 годом до н.э. Этрурия фактически была федерацией 12-ти городов-государств, объединённых общим языком, религией, культурой, мифологией и законами и обычаями. Религия, мифология и культура этрусков отличалась особой любовью к разного рода предсказаниям: астрологическим, по полёту птиц (авгуры), по внутренностям жертвенных животных (гаруспики), и глубиной и разработанностью техники этих предсказаний. Кстати, этруски поддерживали тесные торговые и культурные отношения с кельтами, которые также отличались любовью к предсказаниям. Этрусская цивилизация просуществовала до тех пор, пока не была ассимилирована в римское общество. Ассимиляция началась в конце IV века до н.э. в результате римско-этрусских войн. По преданию, римские воины плакали на развалинах этрусских городов, окончательно покорённых и разорённых ими после восстания этрусков в 311 году до н.э.
Происхождение и язык (и письменность) этрусков примерно также загадочны, как и происхождение и письменность шумеров. Что касается письменности, то к настоящему времени найдено около 13 000 надписей на этрусском языке (и есть даже двуязычные, с дублями на латыни, греческом, финикийском), — но до сих пор расшифрованы только лишь самые короткие надписи (в основном погребальные, примерно одинаковые по сути). Лингвисты и этрускологи единодушны в том, что этрусский язык был доиндоевропейским (до 2-го тысячелетия до н.э.) и палеоевропейским (в пределах 6-го — 2-го тысячелетий до н.э.). В ранние века Древнего Рима (во второй четверти 1-го тысячелетия до н.э.) этрусский язык влиял на латынь, но позже был полностью вытеснен.
Напомним, что до недавнего времени происхождение этрусков оставалось загадкой не только для историков, но даже и для генетиков, — чьи исследования до 2020 года противоречили друг другу, указывая то кельтские корни Западной Европы, то на запад Анатолийского полуострова. В России интерес к этой теме был связан отчасти ещё и тем, что самоназвание этрусков пишется на латыни как Rasenna, Raśna, и звучит как Рассена или Рашна.
Что же нам известно о происхождении этрусков?
Древние источники
Первым автором, упомянувшим этрусков был греческий поэт VIII-го века до н.э. Гесиод: он в своей работе "Теогония" упомянул, что они проживали в центральной Италии вместе с латинянами. Гомеровский гимн Дионису VII-го века до н.э. называет их пиратами. В отличие от более поздних греческих авторов, эти авторы не предполагали, что этруски мигрировали в Италию с востока. Но это были лишь упоминания об этрусках.
В V веке до н.э. греческие авторы начали ассоциировать этрусков (они называли их "тирренцы",) с "пеласгами" (жителями острова Лемнос в восточной части Эгейского моря). Историки V-го века до н.э. Фукидид и Геродот, а также историк I-го века до н.э. Страбон, предположили, что тирренцы изначально были пеласгами, которые мигрировали в Италию из Лидии (в западной части Анатолийского полуострова) через греческий остров Лемнос. По версии Геродотоа и Страбона, переселением на Лемнос руководил Тиррен, сын Атиса, одного из первых легендарных царей Лидии (II тысячелетие до н.э.).
Действительно, как считают современные учёные, есть некоторые свидетельства, указывающие на связь между островом Лемнос и этрусками\тирренцами. Археологи нашли на Лемносе каменную стелу содержит надписи на языке, структурно очень похожем на язык этрусков.
Однако римский историк (греческого происхождения) I-го века до н.э. Дионисий Галикарнасский отверг многие древние теории других греческих историков (и более ранних, и его современников), и привёл убедительные доводы в пользу того, что этруски были коренным народом, который всегда жил в Этрурии и отличались как от пеласгов, так и от лидийцев. Дионисий привёл ссылки на труды лидийского историка V-го века Ксанфа Лидийского (он считался важным источником и авторитетом в истории Лидии), который никогда не предполагал лидийского происхождения этрусков и никогда не называл Тиррена правителем лидийцев.[1] Вот что он писал в своих «Римских древностях» после ссылки на труды Ксанфа Лидийского:
«По этой причине я убежден, что пеласги отличаются от тирренцев. И я также не верю, что тирренцы были колонией лидийцев; поскольку они не используют тот же язык, что и последние, и нельзя утверждать, что, хотя они больше не говорят на похожем языке, они все еще сохраняют некоторые другие признаки своей метрополии. Ибо они не поклоняются тем же богам, что и лидийцы, и не используют похожие законы или институты, но именно в этом отношении они больше отличаются от лидийцев, чем от пеласгов. Действительно, ближе всего к истине, вероятно, те, кто утверждает, что нация … была коренной жительницей этой страны, поскольку установлено, что это очень древняя нация, не похожая ни на одну другую ни по языку, ни по образу жизни».
В статье Википедии «Etruscan civilization» читаем (в переводе):
«Доверие к Дионисию Галикарнасскому, возможно, подкрепляется тем фактом, что он был первым древним писателем, сообщившим эндоним (самоназвание) этрусков: Расенна».
Цитата из Дионисия [1]:
«Римляне, однако, дают им другие имена: из страны, которую они когда-то населяли, называемой Этрурией, они называют их этрусками. <…> Их собственное имя для себя, однако, такое же, как у одного из их лидеров, Расенны».
В той же статье Википедии «Etruscan civilization» читаем (в переводе):
«Вопрос о происхождении этрусков долгое время был предметом интереса и споров среди историков. В наше время все свидетельства, собранные доисторическими и протоисторическими археологами, антропологами и этрускологами, указывают на коренное происхождение этрусков.[55][56][57][58]Нет никаких археологических или лингвистических свидетельств миграции лидийцев или пеласгов в Этрурию.[59][56][57][58] »
Теперь, наконец, перейдём к исследованиям генетиков
Современные палео-генетические исследования
Первые популяционно-генетические исследования (мт ДНК) были проведены в 2004 году. [2]. Образцы для анализа были взяты из этрусских захоронений в итальянских регионах Венето, Тоскане, Лацио и Кампании. Анализ результатов показал, что у этрусков не было значительной гетерогенности (разнородности, инородных следов), и что все митохондриальные линии этрусских образцов выглядят типично европейскими, — но только несколько гаплотипов (совокупность разных форм одного и того же гена, расположенных в одинаковых участках хромосом) были общими с современными популяциями. Аллельное разделение (разделение по разным формам одного и того же гена) между этрусками и современным населением является самым высоким среди немцев (семь общих гаплотипов), корнуэлльцев из Юго-Западной Англии (пять общих гаплотипов), турок (четыре общих гаплотипа) и тосканцев (два общих гаплотипа).[2]. Как видно, исследование 2004 года всё же давало некоторые основания для идентификации связей этрусков с кельтами Западной Европы, и с народами Анатолийского полуострова (запада Малой Азии).
По мере развития методов палеогенетики появлялись данные, позволяющие уточнить хронологию разделения гаплотив этрусков и других древних народов. Так, популяционно-генетические исследования (мт ДНК) образов этрусков в 2013 года показали, что генетические связи между Тосканой и западной Анатолией восходят по меньшей мере к 5000-летней давности, во времена неолита, а наиболее вероятное время разделения между Тосканой и Западной Анатолией приходится примерно на 7600 лет назад, во времена ещё более раннего неолита.[3][4]
Наконец, в 2021 году палеогенетики проанализировали ДНК 82 индивидов из Этрурии и Южной Италии, живших между 800 годом до нашей эры и 1000 годом нашей эры, и выяснили, что в период раннего железного века (железный век в целом: 1200 – 332 гг. до н.э.) и затем во времена Римской республики этруски оставались генетически однородными, пока во времена Римской империи не начался приток людей из Восточного Средиземноморья. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances. [5][6]
В аннотации к статье сказано (в переводе с английского):
«Происхождение, развитие и наследие загадочной этрусской цивилизации из центрального региона итальянского полуострова, известного как Этрурия, обсуждались веками. Здесь мы сообщаем о геномном временном разрезе 82 человек, охватывающем почти два тысячелетия (с 800 г. до н.э. по 1000 г. н.э.) в Этрурии и южной Италии. Во время железного века мы обнаруживаем компонент степного происхождения, связанного с индоевропейцами, и отсутствие недавней анатолийской примеси среди предполагаемых неиндоевропейскоязычных этрусков. Несмотря на то, что в него входят различные представители центральноевропейского, североафриканского и ближневосточного происхождения, местный генофонд в значительной степени сохраняется на протяжении первого тысячелетия до нашей эры. Это резко меняется в период римской империи, когда мы сообщаем о резком сдвиге в масштабах всего населения к ~ 50% примеси восточно-средиземноморского происхождения. Наконец, мы идентифицируем североевропейские компоненты, появившиеся в центральной Италии в раннем средневековье, которые, таким образом, сформировали генетический ландшафт современного итальянского населения.»
И далее, в разделах "Результаты" и "Обсуждение", читаем (цитирую в переводе с англ., с сокращениями):
"Разнообразие мтДНК, по-видимому, существенно не изменилось до и после 1 года н.э. (рис. S5A). Напротив, недавно зарегистрированные лица из Центральной Италии от 800 до 1 г. до н.э. демонстрируют ~ 75% частоты гаплогруппы R1b Y-хромосомы, в основном представленной полиморфизмом R1b-P312 и производным от него R1b-L2, которые распространились по всей Европе наряду со степным происхождением в сочетании с комплексом Bell Beaker (16). Это говорит о том, что эта линия Y-хромосомы R1b распространилась на итальянский полуостров со степными перемещениями в бронзовом веке. В первом тысячелетии н. э. его частота снижается до ~ 40% с более высокой встречаемостью линий Y–хромосомы, связанных с Ближним Востоком, таких как J (fig. S5B). Хотя мы не можем исключить значительную мобильность женщин, заметный сдвиг в частоте гаплогрупп Y-хромосомы указывает на то, что мобильность мужчин сыграла важную роль в наблюдаемых генетических изменениях, начиная с имперского периода.
***
Геномный анализ 82 древних людей, охватывающих ~ 2000 лет истории Италии из Тосканы, Лацио и Базиликаты, выявил основные эпизоды генетической трансформации. На протяжении первого интервала нашего центрально-итальянского временного разреза (от 800 до 1 года до н.э.) большинство особей образуют однородный генетический кластер (C.Italy_Etruscan), что указывает на то, что спорадическое присутствие особей с родословной, восходящей к другим регионам, не оставило существенного местного генетического наследия."
Упоминаемый в цитированном тексте "комплекс Bell Beaker" - это т.н. "культура колоколовидных кубков" (более ранних времён, чем этрусская), хорошо изученная археологами на территории западной Европы.
Заметим ещё, что в обсуждаемом исследовании палеогенетиков [5] более десяти раз упоминаются примеси в геноме этрусков ген из Северной Африки (и Южной Сахара).
Однако, во первых, наиболее древние (VIII-IV веков до н.э.) останки всё же почти не содержат примесей африканских генов (цитирую из [5]):
"За последние четыре столетия до нашей эры мы выявили более высокую долю, чем за предыдущие четыре столетия, лиц, несущих нелокальные генетические предки, которые демонстрируют наибольшее сходство с Ближним Востоком и Северной Африкой. Это может быть объяснено усилением взаимосвязей между Этрурией и другими регионами, не только для тех обществ, которые связаны с гаванями, но и для тех, кто находится во внутренних районах."
Во-вторых, авторы исследования предостерегают от категорических выводов (об африканских корнях предков этрусков):
"Учитывая ограниченную доступность геномов из Северной Африки с сопоставимым возрастом VIII-IV веков до н.э.), мы предупреждаем, что пропорции предков могут быть более корректно оценены по мере поступления дополнительных данных из этого региона."
***
Итак, похоже, что современные учёные (то, что называется «официальная наука») считает вопрос о происхождении этрусков закрытым. Мне так не кажется (думаю, что и вам, уважаемые читатели, тоже). Ну, пусть установлено, что с начала железного века (первые века 1-го тысячелетия до н.э.) этруски были коренным народом северо-западной Италии, и их язык не имел никаких связей ни с какими до сих пор известными языками. Ну и что? Откуда и когда этруски они пришли в Европу? Вместе с первыми кроманьонцами около 40 000 лет назад из Африки? Или с потомками Иафета (одного из трёх сыновей Ноя)? Или всё же из западной Анатолии, но гораздо раньше начала железного века? И откуда взялся их язык? И почему он всё же похож на язык стелы с острова Лемнос, и на язык автохонов Альп того же времени (начала железного века)? Или это были те степняки из северного Причерноморья, которые бежали оттуда под напором индоевропейцев (задолго до миграции самих индоевропейцев на Запад 4 500 лет назад)? Все эти вопросы остаются открытыми.
Литература
1. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. Книга 1.28–3.
2. К. Вернеси и Альтри (март 2004). "Этруски: популяционно-генетическое исследование". Американский журнал генетики человека. 74 (4):
3. Ghirotto, Silvia; Tassi, et al (6 February 2013). "Происхождение и эволюция мтДНК этрусков". PLOS ONE. 8 (2):
4. Tassi, Francesca; Ghirotto,; et al. (2013). "Генетические данные не подтверждают этрусское происхождение в Анатолии". Американский журнал физической антропологии. 152 (1):
5. The origin and legacy of the Etruscans through a 2000-year archeogenomic time transect (Происхождение и наследие этрусков через 2000-летний археогеномный временной разрез) \\ журнал Science Advances. том 7, № 39, 24 сентября 2021)
6. Михаил Подрезов. Палеогенетики выяснили происхождение этрусков. \\ порта “N+1”, 25 сентября 2021