На этой неделе в Астане состоялось двухдневное Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. В Казахстане на саммите СВМДА встретились лидеры 11 государств для обсуждения актуальных вопросов сотрудничества
Как отметил заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов, чрезвычайный и полномочный посол Андрей Бакланов, за два произошли встречи всех форматов: это была исторически важная успешная попытка перейти к переформатирования всего миропорядка. Важнейшим итогом встречи посол назвал начало образования новой международной политики, торгово-экономических связей.
«Было время, когда доминировали две супердержавы, потом была попытка монополизация со стороны США, а сейчас выдвинут лозунг многополярного мира», — сказал Андрей Бакланов, добавив, что сам он не является сторонником такой концепции из-за ее недоработанности.
По его словам, в чистом виде многополярная система не препятствует разрастанию конфликтных ситуаций и не блокирует заявку Запада на монополию.
Азия же, по мнению Андрея Бакланова, может стать новым международным политическим и экономическим центром, что повысит роль азиатских партнеров России в международной торговле.
Заведующий Отделом ближнего и постсоветского Востока ИНИОН РАН Владимир Аватков согласился с коллегой и отметил, что сейчас центр силы сдвигается в сторону Азии.
Упомянул профессор и Турцию, которую президент России Владимир Путин назвал самым надежным маршрутом поставок российского газа.
«Наше предложение в отношении Турецкой республики и создания там хаба объясняется тем, что в Турции сложная экономическая ситуация, но она при этом не занимает проевропейскую позицию. Вчера Реджеп Эрдоган заявил, что будет рад дальнейшим переговорам с Москвой. У нас принципиально разная позиция по Украине, но есть и точки соприкосновения, именно поэтому сотрудничество с Турцией по-прежнему эффективно», — добавил Аватков.
Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин в свою очередь добавил, что Россия продолжает поиски альтернативных систем, в том числе банковских, чтобы вести торговлю без участия США и санкций.
Центральную Азию Притчин назвал Центральную Азию новым направлением для российской внешней политики: «Данный регион становится не номинальным приоритетом внешней политики, а реальным. Для нас это и рынок сбыта, и партнеры по безопасности. Россия в этих отношениях играет роль позитивного стабилизатора».
Подводя итоги, Притчин отметил, что Центральная Азия становится экономическим мостом между Россией и рядом других государств, что открывает новые возможности для развития экономики.