Это довольна таки длинная, и не такая увлекательная и будоражащая воображение история, как предыдущие, ибо относится она уже не к программе защиты иллюзии, а к предыдущему слою - непосредственно самой иллюзии, а там и нестыковки тоньше и спецэффектов нет. Это история эпидемий. Поскольку разных эпидемий человечество пережило немало, одной статьей тут точно не обойтись.
Следует отметить, что предки наши до определенного момента не были сведущи в причинах возникновения болезней, и уж тем более понятия не имели о существовании различных возбудителей, поэтому любую болезнь, приводящую к эпидемии незатейливо именовали чумой, и считали проявлением божьей кары. Эту особенность, кстати, унаследовали и многие наши современники, из числа поклонников конспирологической теории о несуществовании вирусов, которую мы подробно разобрали в статье Конспирология. Теория "ВИРУСОВ НЕТ". Однако, генетический анализ найденных останков, позволяет выявить возбудителя практически во всех эпидемиях, упоминание о которых сохранилось в исторических источниках. И, как оказалось, далеко не всегда это была действительно чума.
Первая зафиксированная эпидемия - это эпидемия брюшного тифа в Афинах (Афинская чума). Однако, она, проста, незатейлива, его возникновение и протекание не вызывает вопросов, поэтому останавливаться на ней подробно мы не будем, однако запомним на всякий случай, что в 430 году до нашей эры такое было - вдруг потом пригодится. А вот следующая крупная эпидемия уже представляет интерес. Это эпидемия натуральной (черной) оспы.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ ЭПИДЕМИИ
Согласно официальной версии, эпидемия черной оспы началась зимой 165 г. нашей эры во время осады римскими войсками города Селевкия. Первые случаи заболевания появились в рядах нападавших, затем болезнь перекинулась на город (случайно или намеренно сейчас уже не узнать, и те и другие варианты вполне вероятны). К весне потери среди нападавших стали весьма существенными, что вынудило их снять осаду и вернуться в Рим, куда они и занесли заразу, которая впоследствии достаточно быстро распространилась по всей империи за счет хорошо развитой сети торговых коммуникаций. Начало эпидемии датируется от первых случаев заболевания в Риме в 166 г., ее окончание вспышки в Аквилее в 169 году.
Примерно в то же время эпидемия оспы началась в Китае. Предполагается, что в Китай оспа попала с посольством из Рима, прибывшим в Лоян в 166 году, о чем свидетельствуют записи в китайских архивах. Время начала эпидемии и очаг распространения совпадают с прибытием посольства.
Другая версия начала эпидемии, как в Римской Империи, так и в Китае - вспышка возникла где-то в Центральной Азии и распространилась в обоих направлениях Великого шелкового пути с торговыми караванами.
Подробно, обстоятельно, с именами, датами, картами и выводами можно посмотреть ТУТ.
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЧЕРНОЙ ОСПЕ
Чтобы лучше увидеть нестыковки, присутствующие в официальной версии, необходимо познакомиться с основным действующим фактором происходящего, хотя это и не очень приятный для знакомства субъект, а именно - с вирусом натуральной оспы.
На текущий момент известно два штамма вируса оспы, отличающихся процентом летальности. Генетически они весьма схожи, однако очевидно, что тот, летальность от которого составляет 1-3%, не способен вызвать эпидемии, память о которых останется в веках.
Виновником эпидемий является второй штамм, летальность которого более 50%, зависит от общего состояния организма. Заразность крайне высокая, пути распространения - воздушно-капельный и воздушно-пылевой, то есть заразиться можно при общении с больным, просто находясь с ним в одном помещении, или при использовании зараженных вещей. Вирус устойчив к температурам, как низким так и высоким, спокойно переносит замораживание, высушивание, погибает лишь при нагревании до 100°С в течении 5 мин. В высушенном виде сохраняется в течение 3 месяцев, в замороженном - несколько лет.
Инкубационный период, то есть время, когда признаки заболевания никак не проявляются, составляет 9-14 дней, но может доходить до 22 дней в отдельных случаях.
Первые признаки заболевания - лихорадка в течение 4-5 дней, затем появляются высыпания на коже, которые превращаются в язвочки, со временем подсыхают и отшелушиваются.
Естественных резервуаров у оспы, в отличие, например, от чумы, нет. Источником заражения является только человек в период от появления первых признаков заболевания, а также помещение в котором он находится (в том числе еще два дня после этого), а также предметы, с которыми больной контактировал - в течение 3 месяцев после контакта.
Происхождение вируса покрыто мраком неизвестности, однако есть предположение, что его предком является вирус верблюжей оспы. Это предположение сделано на основе всего лишь генетического сходства двух вирусов, поэтому, вообще говоря, нельзя с уверенностью утверждать, какой из них от какого произошел, также есть вариант, что оба они произошли от чего-то третьего. Однако, эволюция вирусов не является темой данной статьи, поэтому не будем останавливаться на ней подробно, достаточно лишь понимать, что происхождение данного вируса вполне вероятно может носить естественный характер.
Следует также отметить, что предположение о том, что вирус натуральной оспы произошел от вируса оспы верблюжей никоим образом не следует понимать как то, что человек заразился от верблюда и понеслось. Эволюция вируса - процесс длительный, включающий в себя, в том числе и смену носителя, и к тому моменту, когда люди начали болеть черной оспой, к верблюдам она уже не имела никакого отношения.
Также стоит отметить, что первые случаи черной оспы наблюдались достаточно давно, еще до нашей эры, информация об этом, содержащаяся в самых различных источниках непротиворечива. Случаи эпидемий же не были отмечены, поскольку для возникновения и распространения эпидемии необходима большая плотность населения и множественные контакты между отдельными группами, чего на ранних этапах развития человечества не наблюдалось (проще говоря, если в каком то племени появлялась оспа, что само по себе не могло быть частым событием ввиду изолированности отдельных групп, мини-эпидемия возникала, достигала своего пика и затухала, после того как слабые члены племени вымирали, а сильные, переболев, приобретали пожизненный иммунитет. До появления же следующего поколения, не имевшего иммунитета, вирус успевал исчезнуть, не найдя подходящего носителя, ибо бессимптомных носителей натуральной оспы не бывает - либо человек болеет и является разносчиком заболевания, либо вирус в его организме не размножается, а, следовательно и не распространяется).
СТРАННОСТИ и НЕСТЫКОВКИ ОФИЦИАЛЬНОЙ ВЕРСИИ
Что же не стыкуется в официальной версии?
Распространение эпидемии по Римской Империи в целом вопросов не вызывает - вирус весьма стойкий и имеет разнообразные пути передачи, территория достаточно населенная, много городов с большой плотностью населения, хорошо развитая сеть путей сообщения между городами, оживленная торговля - хорошие условия для распространения эпидемии. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Китае.
Однако, возникновение эпидемии выглядит довольно странно.
Прежде всего стоит отметить, что вариант заражения обоих регионов из Центральной Азии через торговые пути представляется крайне маловероятным. В то время этот регион также был достаточно густо населенным, с крупными городами, и вспышка оспы в таких условиях не могла пройти незамеченной, однако, никаких сведений о том, что таковая была нет, а вот сведения о том, что оспа проникла в Центральную Азию из Римской Империи и Китая несколько позже - уже имеются.
Установлено, что среди римских солдат эпидемия началась внезапно, хотя заболевание к тому времени было известно, да и в римском войске находился изучавший его врач, который, в принципе, мог заметить первые признаки и пресечь распространение. Однако, можно предположить, что доктор был занят, выпивши или не особо компетентен, поэтому не уследил и пропустил момент, можно предположить злой умысел со стороны осаждаемых или нападавших и неосторожность последних, да много чего можно предположить, что объясняет естественное или условно естественное (в случае злого умысла) начало эпидемии. Но все же ее возникновение выглядит гораздо менее естественным, чем распространение.
В Китае ситуация еще интереснее. Намеренное заражение Китая по воле Римских правителей можно практически исключить к тому не было ни возможностей, как будет показано ниже, ни причин - Рим был заинтересован в торговле с Китаем, а не в его опустошении, да и делить Китаю и Риму было нечего. Остается вариант случайного заражения - например, в багаже кого-то из членов делегации или среди подарков китайскому императору оказались зараженные вещи, и по пути следования их никто не трогал, либо все члены делегации уже переболели оспой и имели иммунитет. Эту версию можно было бы рассмотреть, находись Китай где-нибудь поблизости, но он далеко. Установлено, что посольство прибыло в Китай морским путем. Время движения из Рима в Китай преимущественно морем по разным источникам составляло минимум полугода. Простой подсчет исходя из расстояния и скоростей имевшихся в то время в распоряжении Рима судов, показывает, что эти оценки вполне корректны. Так что прибытие посольства менее чем через 3 месяца после его отправки представляется крайне сомнительным, а больше трех месяцев вирус оспы не сохраняется.
Таким образом, если эпидемия в Римской Империи могла иметь естественные причины, послужить причиной начала эпидемии в Китае она не могла. Вариант же, что причиной обеих эпидемий была вспышка заболевания в Центральной Азии также несостоятелен, ибо там не было в то время вспышек оспы. Стало быть, начало эпидемии в Китае никак не связано с началом эпидемии в Римской Империи, кроме одного - они начались практически одновременно, что, на мой взгляд весьма и весьма странно.
Эту странность можно, конечно, отнести на счет совпадений - ну мало ли, бывает, если не учитывать последствий эпидемий в обоих регионах, которые, помимо вполне себе естественных последствий любой эпидемии, имеют также одну общую, весьма странную особенность, что делает предположение о простом совпадении гораздо менее вероятным.
ИТОГИ ЭПИДЕМИИ в РИМСКОЙ ИМПЕРИИ и КИТАЕ
Две эпидемии, случившиеся примерно в одно и то же время в разных частях света, не особо связанных друг с другом, дали примерно одинаковые результаты - кризис во всех аспектах жизни (демография, экономика, жизненный уклад, государственное устройство, религия), что вполне закономерно, но кроме этого неожиданно возникли и стали развиваться новых религий, существенно отличающихся от тех, что были. Предпосылок для возникновения этих религий не было, а вот условия для развития и распространения после эпидемий сложились прямо таки идеальные.
До эпидемии отношения людей с богами были просты, незатейливы, и не требовали посредников. С богами можно было договориться лично, принести жертву и получить взамен помощь и поддержку (ну или не получить, если у бога плохое настроение - тоже дело житейское, бывает). В целом, боги отличались от людей расширенным функционалом, большими возможностями, но не более того. Таковы были боги римского и греческого пантеонов.
На смену язычеству после эпидемии пришло и быстро распространилось христианство. Основное его отличие от предыдущей религии заключалось в том, что божество перестало быть ясно-понятным, отношения с ним стали строго регламентированными, теперь для них требовался посредник - только он мог понять волю небес и донести ее до простых смертных. Взаимовыгодный обмен с богами тоже был упразднен - отныне от человека требовалось соблюдать предписанные правила, вникать в суть которых необязательно, следовать высшей воле, переданной через священника, взамен же получить некие блага после смерти, причем не точно, ибо идеал праведника недостижим.
Похожая ситуация сложилась в Китае. На смену даосизму, целью которого являлось достижение гармонии внутри и снаружи и следование дао, также пришла религия спасения - буддизм, которая, если присмотреться имеет с христианством много много общих, весьма существенных нюансов.
В обеих религиях деятельность человека направлена на спасение после смерти - для христиан это рай, попадая в который человек пребывает в нем вечно, для буддистов - выход из череды перерождений и достижение нирваны, ну или, на худой конец, перерождение в высших мирах. Если выйти из череды перерождений не удалось, то мир следующего воплощения зависит от накопленной в текущем кармы - чем лучше карма, тем выше мир. Нижние миры, где человек перерождается при хреновой карме можно считать аналогом христианского ада, там человек может перерождаться достаточно долго, но не вечно, что конечно внушает некоторый оптимизм.
Таким образом, обе религии обещают, что то, что случится с нами после смерти, целиком и полностью зависит от того, насколько хорошим мальчиком/девочкой мы были при жизни - то есть, от качества накопленной кармы в буддизме или количества накопленных грехов в христианстве. Минимизировать же количество грехов или максимально улучшить карму можно соблюдая предписанные правила жизни в обоих случаях. И, что интересно, в обоих случаях идеал практически недостижим для простого смертного, хотя примеры достижения идеала в лице различных святых таки имеются.
Стоит так же отметить, что правила, которые необходимо соблюдать, существенно сужают диапазоны развития и возможностей каждого отдельного индивидуума. Но это тема уже отдельной статьи, как и, кстати, сравнительный анализ современных эзотерических течений, в которых можно отметить ту же самую тенденцию - переход от достижения гармонии сейчас к обещанию спасения в перспективе.
ВЫВОДЫ
В одно и то же время, с точностью буквально до года в двух разных частях света независимо друг от друга начинаются эпидемии одного и того же заболевания, в результате чего в обоих регионах получают широкое распространение схожие религии, предпосылок для возникновения которых до эпидемий не было. Особенности обеих религий позволяют им занять доминирующее положение в управлении обществом, потеснив на этом посту военных, и сделав общество в целом гораздо более управляемым и гораздо менее склонным к развитию передовых технологий.
Сам по себе один этот эпизод не выглядит как тенденция, хоть и является весьма значимым, но мало о чем может сказать, разве что показать, как тонко работает иллюзия. Однако, подобный эпизод в истории человечества далеко не один. Постепенно мы расскажем и о других (многие из них хорошо разобраны на youtube канале Academician of the Shadow - смотреть лучше не отдельные ролики, а целые плэйлисты). И когда их наберется достаточно - можно будет ясно различить тенденцию.
#иллюзия #программазащитыиллюзии #мировоззрение #развитие #загадкиистории #историяэпидемий #история