Из Санкт-Петербурга до Выборга мы домчались на скоростной Ласточке. Хоть был и будний день, но народу в электричке набилось битком.
Гостей Выборга первым встречает железнодорожный вокзал. Это третье здание вокзала. Возведено в 1953 году и является «типичным образцом вокзальной архитектуры».
С 2006 года на вокзальной площади стоит памятный знак городу Выборгу «W» на части земного шара, это эмблема города.
Город был основан шведами в средние века. До 1940 года Выборг принадлежал Финляндии, и являлся вторым по величине финским городом. Мощёные улочки и архитектура и по сей день напоминают об историческом прошлом этого старого города.
Наш путь лежит по набережной залива Салакка-Лахти. Здесь разбит сквер «Набережная Большого ковша».
Горожане и приезжие с удовольствием подкармливают уток и чаек. И рыбаки облюбовали местечко.
Вид на гостиницу «Дружба».
Ладьи Викингов являются копиями лодок, изготовленных в 1984 году для съёмок фильма «И на камнях растут деревья». Историческим объектом не являются, но выглядят впечатляюще и популярны у туристов.
По Набережной прогуливаться приятно. Красивая аллея, вода, уточки, ладьи, скульптуры, якоря.
От вокзала мы потихоньку двигаемся в сторону старого города.
Слева от нас Рыночная площадь – центральное место города.
Здесь проходят городские праздники и фестивали. А раньше проходила крепостная стена, одной из башен которой была Круглая башня (другое название Толстая Катерина), единственная сохранившаяся с XVI века. Диаметр около 21 м, толщина стен у основания 3-4 м. Со временем башня утратила оборонительное значение, здесь был и склад, и тюрьма. Сейчас работает ресторан.
Вся площадь вымощена булыжниками.
Интересно здание городского рынка. В начале XX века он был крупнейшим в Скандинавии.
Через несколько минут мы были у замка – визитной карточки и главной достопримечательности города. Он издалека уже поражает своей величественностью.
Построен замок на небольшом острове в Финском заливе. Чтобы пройти к нему, нужно перейти по мосту.
Основан шведами в 1293 году на месте поселения карел. Положение крепости было очень выгодным и Выборгский замок несколько раз переходил из рук в руки и, в конце концов, был завоеван Петром I и присоединен к территории России в 1710 году.
Вход в замок свободный.
Идём дальше через Крепостной мост.
У въезда на мост стоит памятник Фёдору Апраксину. Генерал-адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин был сподвижником Петра I, одним из создателей Российского военно-морского флота, руководил взятием Выборга.
Памятник открыли в 2010 году, в празднование 300-летия взятия Выборга русскими войсками.
Далее по Петровской улице направляемся к Анненским укреплениям.
Перед Фридрихсгамскими воротами
разрушенное здание для караульных - Кордегардия.
Мы поднимаемся по тропинке на крепостной вал за него, чтобы посмотреть на заброшенные вертолёты. По данным из интернета эта авиационная техника является наглядным пособием для обучающихся в университете гражданской авиации.
Анненские укрепления – памятник фортификации XVIII века. Возведены для защиты города с северо-западной стороны. Сооружение имеет вид короны и дуги. Ни разу не участвовали в боевых действиях, сохранились без изменений.
На территории установлен памятный знак расстрелянным мирным жителям в 1918 году.
Выходим через Равелинные ворота.
Здесь в северной части крепости установлен обелиск из серого гранита на братской могиле в память о русских воинах к 200-летию взятия Петром I Выборга.
Отсюда до парка Монрепо минут пятнадцать хода. В парке мы проведём несколько часов, исследуя его уголки. Об этом расскажу в отдельной статье.
Возвращались из парка тем же путём через Анненские укрепления.
На Петровской площади Якорь петровского времени, найденный в Выборгском заливе.
Идём в Петровский парк.
Поднимаемся на холм.
Памятник Петру I.
Смотровая площадка.
Спускаемся у музея шоколада на территории культурно-развлекательного комплекса «Петр I. Северный плацдарм».
После Крепостного моста подходим к площади Старой Ратуши.
Аллегорическое изображение «Морская торговля».
Перед Ратушей памятник основателю города Торгильсу Кнутссону. В начала XX века скульптуру установили, а в середине — демонтировали и хотели переплавить, но не получилось. Спустя несколько десятилетий ее нашли и в 1993 г. вернули на место перед городской Ратушей.
Продолжаем прогулку по историческому центру.
В городе узкие мощёные улочки. На каблуках по таким не походишь.
Впечатление, что находишься в средневековье.
Дом на скале, построенный в XVII веке, до сих пор жилой.
Усадьба бюргера XVI века в готическом стиле. Сейчас здесь сувенирный магазин.
Собор святых Петра и Павла. Единственная сохранившаяся лютеранская церковь в Выборге. Первоначальный интерьер в ней не сохранился.
В 2009 году на площади рядом с храмом установлен памятник первому финскому лютеранскому епископу и создателю финской письменности Микаэлю Агриколе.
На Аллее славы выложены звёзды с именами знаменитостей, приезжавших сюда, а также отпечатки их рук.
Спасо-Преображенский собор. Православный храм, построенный в XVIII веке по указу Екатерины II.
Памятник Выборгскому трамваю в сквере у Театральной площади. Это точная копия вагона шведско-немецкой фирмы ASEA, который ходил по Выборгу с сентября 1912 года до апреля 1957 года.
Рядом две бронзовые скульптуры — мальчик-безбилетник, катающийся на «сцепке» и вагоновожатый. Сейчас это кафе.
Центр Выборга богат достопримечательностями, поэтому везде установлены указывающие таблички.
В городе есть, что посмотреть. Приезжайте и убедитесь в этом сами.
В Выборге мы провели восемь часов. Успели посмотреть далеко не всё. Уже в сумерках возвращались к вокзалу.
И на вечерней Ласточке отправились домой, в Санкт-Петербург.
Анонсы походов публикуются в группе ВКонтакте.