В рамках проекта «Образование по-другому» продолжаем дискуссию о трансформации образования, объявленную министром науки и высшего образования Валерием Фальковым. На этот раз к обсуждению присоединился ректор ГУУ Владимир Строев.
— Какие задачи должна решать система образования в современной России?
Важнейшая задача российской образовательной политики — воспитывать квалифицированных специалистов, которые обладают знаниями и навыками, востребованными и в ближайшей перспективе, и с учетом профессий будущего. То есть задача университета сейчас — дать не только хорошую образовательную базу, но и развить в учащихся гибкие компетенции и привычку непрерывного образования.
В значительной мере эти задачи помогает решить внеучебная деятельность и вовлечение студентов в различные активности: КВН, волонтерство, клубы — интеллектуальные, кейс, интернациональной дружбы, экологические. В результате у ребят вырабатываются командный дух, лидерство и коммуникабельность, умение определять приоритеты, ставить цели, выигрывать и проигрывать.
Система образования России должна олицетворять высокий уровень науки, технологического и инновационного прогресса страны. Учитывая тенденции последнего времени, отказ от Болонской системы и закрытие доступа к базам Web of Science и Scopus, следует усилить сотрудничество в области образования и научно-исследовательской деятельности со странами постсоветского пространства, а также членами ЕАЭС.
Также надо отметить, что важнейшую роль играют налаживание тесной связи «школа — средние и/или высшие учебные заведения — предприятие» для выявления и последующего воспитания наиболее талантливых, целеустремленных молодых людей. Ребята получают определенные гарантии будущего, а мы — квалифицированные кадры.
— Какие принципы нужно заложить в основу трансформации системы образования с учетом текущих реалий и вызовов?
В первую очередь, это развитие у молодежи не только прикладных навыков, но и soft skills. Динамично развивающемуся российскому обществу нужны молодые люди с критическим мышлением, умением креативно и оригинально подходить к решению сложных задач; молодежь, которая обладает чувством ответственности за будущее нашей страны и отличается активной жизненной позицией, стрессоустойчивостью и способностью адаптироваться под социокультурные и экономические реалии.
Поэтому востребованы принципы открытости и доступности — обеспечение равноправного доступа молодежи к образовательным процессам, вне зависимости от возможностей здоровья, материального положения семьи и места проживания.
Напомним, что в дискуссии «Образование по-другому» уже приняли участие:
✅ Ректор НГУ Михаил Федорук
✅ Директор Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская
✅ Директор Института образования ВШЭ Евгений Терентьев
✅ Ректор ТГУ Эдуард Галажинский
✅ Советник Генерального директора Национального агентства развития квалификаций Александра Серова.
✅ Генеральный директор ИОТ-Университета, главный архитектор платформы Modeus Павел Музыка.
✅ ректор МГПУ Игорь Реморенко.
Образование по-другому -> t.me/newwayofedu