«Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив» — с этой цитаты начался наш сегодняшний урок.
В далеком от нас 1890 году к 50-летию со дня гибели Михаила Юрьевича Лермонтова готовилось богато иллюстрированное собрание сочинений поэта. В подготовке этого издания приняли участие известные художники: Михаил Александрович Врубель, Валентин Александрович Серов, Виктор Александрович Васнецов, Иван Иванович Шишкин, который написал картину «На севере диком».
И картина, и стихотворение стали предметом нашего обсуждения.
Одиночество. Этим чувством проникнуты поэтические строки, это же чувство близко живописцу. Состояние одиночества и неустроенности нашло на него в этот период. Современный автор так описывает этот случай:
"В последние годы Шишкину было особенно одиноко. Душа наполнялась обидой на несправедливость жизни, рано отнявшей старшего брата, двух сыновей, Женечку –– мать Лиды, и Ольгу Антоновну –– мать младшей дочери Ксении. Старшая дочь Лида вышла замуж и уехала в Финляндию, став хозяйкой усадьбы Мери-Хови где-то среди холодных бесприютных скал на берегу залива. Звала отца погостить, но собрался Иван Иванович далеко не сразу.
Когда приехал, его встретили радушно, он отдыхал в Мери-Хови и работал почти с удовольствием. Написал несколько зимних этюдов, чистых, светлых по колориту, но всё что-то силился вспомнить. Шел к столу, тихо перекладывал с места на место рисунки... И вспомнил! Остров Валаам. Там, на высоком каменном холме, стояла сосна. Она была не очень высока, с кривым толстым стволом, но столько в ней было внутренней красоты и силы, так мощно стояла она на скале, что пройти мимо ни за что было нельзя. Он написал с нее этюд. «Где этот этюд? Надо поискать в мастерской в Петербурге…»
Иван Иванович загорелся новой картиной и поспешил домой, чтобы скорее взяться за работу.
А в Петербурге ждали его друзья, у них накопились новости, которыми они хотели поделиться. Однако их рассказы мало увлекали художника, он был во власти своей новой картины «На севере диком». Она едва ли ни демонически захватила его. Писал быстро, и, казалось, легко, но все это только вешняя сторона, главное было в душе художника. В одинокой сосне на горючем утесе он видел себя. И все доносилась до Ивана Ивановича какая-то песня без светлого начала и радостного конца.
Окончив картину, Шишкин показал ее друзьям, удивив необычностью избранной темы и даже каким-то не «шишкинским» решением –– картина была написана в холодных тонах.
Художник Архип Иванович Куинджи долго смотрел на нее, прищурив острые глаза, качая головой: ну и ну! Нет, в самом деле, вышло что-то не «шишкинское». По его мнению, чего-то не хватало в картине. Он все присматривался так и этак. Да, чего-то не хватает. Во всех полотнах Шишкина было жизнелюбие, а здесь как будто все умерло. Куинджи схватил кисточку, и Шишкин не успел рта раскрыть, как он ткнул ею в холст между ветвями сосны, обозначив желтым кадмием крохотный огонек в студеных застывших далях.
–– Вот! –– кисть замерла над холстом, и Шишкин испуганно ее отстранил.
Но огонек, сделанный Архипом Ивановичем, убрать рука не поднялась –– он был как надежда среди безысходности.
Как ни странно, но именно этот огонек вывел Шишкина из угрюмого состояния, в котором он находился уже давно. Жизнь продолжается, какою бы она не была, надо жить, надо, чтобы вокруг тебя было светло, ведь только светом ты и можешь отблагодарить Всевышнего за свое пребывание на земле!"
Полотно «На севере диком» передает те же чувства, что и стихотворение великого поэта, но другими средствами – с помощью живописи. Наверное, автор стихотворения по достоинству оценил бы великий талант Шишкина.
Тоска по родственной душе, безысходность одиночества, трагизм разобщенности – вот главные мотивы творений поэта и художника. Шишкин в период работы над этой картиной тосковал из-за потери близких и дорогих людей. Лермонтов написал стихотворение за 4 месяца до своей гибели. Это было время, когда одиночество поэта достигло высшей точки, ведь он не находил понимания среди своего окружения. Такое положение очень угнетало автора бессмертного стихотворения.
По уверениям специалистов-биологов, сосна не растет одиноко – она просто не выживет, сосны всегда растут группой. Но данная биологическая ошибка вполне уместна в стихотворении М.Ю. Лермонтова и лишь подчеркивает трагедию одиночества на картине: вот выросла такая одинокая сосна и борется достойно с холодом и мраком одиночества.
Картина Шишкина прямо-таки источает трагизм одиночества. Дерево сиротливо склонило свои ветви под тяжестью снега и льда, его окружают беспросветная тьма и равнодушный холод. Однако ни трескучий мороз, ни пронизывающий ветер, ни тяжелый снег — ничто не может сломить стойкую сосну. Это дерево-богатырь, которое не прогнётся, не дрогнет.
Жизнь продолжается, и жить надо, даря окружающим свет и надежду.
Живописец смог передать через века нам, современным зрителям, свою мечту: жить, жить не сдаваясь, жить несмотря на трудности!