Вспоминая героев английской писательницы Джейн Остен(Остин), я невольно перебрала все её произведения и захотелось мне о них написать. Тем более, многие их читали, поэтому может получиться интересное обсуждение.
Чтобы не было недовольства по поводу написания фамилии автора, скажу так: я узнала её как Остин, и это звучание мне больше нравится, но на всех книгах, которые у меня есть, причём от разных издательств, написано "Остен". По-английски фамилия писательницы пишется Austen. Я не знаток английского. В школе меня учили, что в закрытом слоге "е" читается как [e]: ручка - "pen" (если по-русски, то "пэн"). Мне кажется, в фамилии тоже закрытый слог, и тогда "Остен". Но утверждать не буду. Если есть знатоки английского, то буду рада комментарию. В интернете написано, что допустимы оба варианта. Если совсем честно, то для меня не принципиально, Джейн Остен или Джейн Остин, ведь в любом случае я пойму, что речь идёт о моём любимом авторе. На своем канале я пишу Остен, ссылаясь на книги. Надеюсь, что не задену ничьи чувства.
Из 6 самых известных романов наименее мне понравился роман "Нортенгерское аббатство". Семнадцатилетняя Кэтрин Морланд увлечена готическими романами. Она наивна и плохо разбирается в людях. Богатая соседка миссис Аллен берёт Кэтрин с собой в Бат, где девушка знакомится с Генри Тилни, образованным и остроумным молодым человеком. А также с невестой своего брата Изабеллой Торп и её братом Джоном Торпом. Пребывание в Бате, а затем и в Нортенгерском замке заставят Кэтрин осознать, что реальная жизнь отличается от её фантазий, и она не героиня готического романа. Для Кэтрин всё закончится достаточно благополучно и даже счастливо. Ей очень повезло, что Генри Тилни оказался благородным и решительным мужчиной. Многие любят этот роман, а мне он кажется несколько искусственным. И счастье героини зависит больше от внешних обстоятельств, чем от её личных качеств.
На пятом месте роман "Эмма". Прочитала с удовольствием, нравится как меняется героиня. Как постепенно она начинает осознавать, что нельзя играть людьми, как она играет в куклы. Не подумайте, Эмма не манипулятор и думает о счастье других, вот только ей не хватает проницательности и подлинного внимания к людям. Потому что её заботы не учитывают истинных потребностей людей, а основываются исключительно на представлениях самой Эммы. Девушке повезло, что её действия не сделали глубоко несчастными несколько прекрасных людей. Счастливое стечение обстоятельств и отчасти мистер Найтли способствовали тому, что отношение к Эмме не изменилось в худшую сторону. Возможно я перечитаю роман, который успела подзабыть, но для меня он больше развлекательный.
Оставшиеся четыре романа мне трудно распределить в строгом порядке от менее любимого к более любимому.
Начну с самого известного "Гордость и предубеждение". Этот роман из всех выделяется для меня своим юмором. Предполагаю, насколько он прекрасен в оригинале, если даже в переводе он чудесен. Какие колоритные персонажи. Каждый характер выписан настолько тщательно, за каждым ты наблюдаешь и представляешь его очень явственно. Вот мистер Беннет, добродушный, с чувством юмора и не обременяющий себя заботами. Вместо того чтобы спорить с супругой, он ей потакает, дочери выросли, а от серьёзных проблем можно укрыться с книжкой в библиотеке. Побег Лидии заставил его многое переосмыслить. Миссис Беннет - истеричная и недалёкая женщина. У её домашних просто ангельское терпение, чтобы выносить все её выходки. Пустышка Лидия её любимица. Главное, выдать дочерей замуж, и чтобы кандидат был состоятелен, а что он за человек - не имеет значения. Глупость и подхалимство Коллинза, эгоистичность и деспотизм леди Кэтрин де Бёр, нежность и скромность Джорджианы, высокомерие мисс Бингли - целая галерея портретов, вышедших из под пера Джейн Остен. При всех прекрасных качествах Джейн Беннет, она слишком пассивна. Лиззи другая: она умна, самокритична, у неё потрясающее чувство юмора. Она очень сильная, даже в тяжёлые минуты, она стремиться быть активной и полезной, не обременять других. Очень мне импонирует её оптимизм.
Следующий по известности роман "Разум и чувство". Мне больше нравится перевод "Чувство и чувствительность". Марианна, она именно чувствительная, чрезмерно эмоциональная. Но ведь Элинор тоже испытывает не менее глубокие и сильные чувства. Просто Элинор находит в себе силы беречь покой и репутацию близких, поэтому прячет свою боль глубоко внутри. Поражает её сила духа, когда она общается с Люси Стил. В фильме это не очень заметно, но в книге хорошо показано, что Люси не наивна, она специально делает больно Элинор и смотрит, как та будет реагировать. Марианна же зациклена на своих переживаниях и не думает о других. В любом другом меня бы, наверное, такое поведение возмутило. А вот в Марианне нет. Причина, я думаю в том, что её очень любят Элинор и полковник Брендон. И настолько эти герои мне нравятся, что я готова ради них простить Марианне всё, что угодно. Ещё надо учитывать, что Марианна вообще-то совсем юная, ей всего 17. В конце-концов, выводы она сделала верные, а имея таких мужа и сестру, станет прекрасным человеком.
"Мэнсфилд-парк" безмерно нравится тем, что можно наблюдать жизнь одной семьи в течение нескольких лет. Как растут дети, какими они становятся. Как оказывается легко говорить о нравственных принципах, и как сложно, на самом деле, по ним жить, как непросто делать выбор в жизни. Какое большое значение имеет пример наставника. Я имею в виду то, что Фанни училась у Эдмунда, а Мария - любимица тётушки Норрис. Очень интересное нравственное противостояние Фанни и Генри Кроуфорда. Удивительная девушка Фанни Прайс. Бертрамы всю жизнь считали, что сделали одолжение, взяв её в Мэнсфилд-парк, а в итоге оказалось, что они по счастливой случайности стали обладателями бесценного сокровища. Фанни мне чем-то напоминает Джейн Эйр. Наверное, своей правильностью, преданностью своим принципам и своей любви одновременно. Многих это раздражает в Джейн Эйр, а меня, наоборот, восхищает.
И наконец, "Доводы рассудка". Возможно, я люблю это произведение чуточку больше. Причина не в том, что оно лучше, а в том, что героиня здесь старше (Энн Эллиот 27 лет), и поэтому она мне ближе. В начале романа мы видим молодую женщину, которой помыкают все, кому не лень: отец, сёстры, даже крёстная. Отец и сёстры считают, что Энн просто обязана им угождать, а леди Рассел из благих побуждений диктует ей, как жить. Именно поддавшись доводам крестной, Энн разорвала помолвку с любимым, когда ей было 19. И вот очень интересно, как Энн стремиться найти гармонию между чувствами и доводами рассудка. Как ей удаётся раскрыть силу своего характера, внутреннюю красоту. Это женщина, про которую можно сказать, что за внешней мягкостью скрывается твёрдость духа. Поэтому она так притягивает людей с чистыми помыслами и сердцем и способна исцелять их душевные раны. А её разговор с капитаном Харвилом о том, в чем отличие любви женщины от любви мужчины! С каким уважением она говорит. Неудивительно, что после этого капитан Уэнтворт забыл все свои обиды и попросил её руки.
Я не стала пересказывать сюжеты этих книг, поскольку многим они знакомы. Сосредоточилась на героях, потому что ими, в первую очередь, объясняется моя любовь к романам Джейн Остен. Прошли века, изменились традиции и нравы, но человеческая натура не изменилась. Поэтому произведения этой английской писательницы по прежнему актуальны и волнуют современных читателей.
В оформлении статьи использованы кадры из моих любимых экранизаций.
Делитесь в комментариях, какие герои и произведения нравятся Вам. А может, не нравятся, такое тоже бывает.