Статья из географического альманаха "Земля и люди" за 1974 год. Автор Н. Бородина.
В июле 1959 г. Главный ботанический сад Академии наук СССР распахнул свои ворота для всех желающих, став одним из любимых мест отдыха москвичей.
Ныне каждый год число посетителей его выражает семизначная цифра. Прибывшие издалека, спеша осмотреть как можно больше, редко справляются с этой задачей, устав и от обилия впечатлений, и от километров, которые надо пройти, чтобы осмотреть все экспозиции. Постоянные посетители, в большинстве своем жители соседних улиц, не спешат. Они сидят на скамейках в излюбленных уголках, прогуливаются по аллеям, угощают орехами белок. В любой сезон года прекрасен ботанический сад.
Ранней весной, когда почки на деревьях еще полностью не развернулись, лезут из земли тугие стрелки крокусов, раскрывают желтые и синие венчики своих цветков, образуя яркие пятна на молодом газоне. Почти в это же время в дендрарии можно наблюдать цветение еще безлистных кустарников — нашего земляка волчеягодника, дальневосточного рододендрона даурского, китайской форзиции. Рододендрон надо поискать, его сиреневые цветки с нежными лепестками не броски, а форзиция, усыпанная золотистыми колокольчиками, видна в неодетом еще лесу, светит издалека, как будто солнечный луч, упав на землю, укоренился.
Летом... впрочем, сад в эту пору не стоит описывать. Каждый легко представит себе разгар лета и назовет десяток цветущих растений. Также и осень легко ассоциируется с обилием плодов и «в багрец и золото» одетыми лесами... Однако оказывается, что природа и поздней осенью не прочь украсить себя цветами. Вот, например, из черной земли поднимается слабый, почти белый стебель, кончающийся сиреневым бокальчиком.
По строению цветка это луковичное растение. Но ведь луковичные, как известно всем, — признанные пионеры цветения. Совершенно верно. Но, как говорится, «в семье не без урода», и вот, когда все остальные луковичные уже отцвели, вдруг появляется безвременник. Его так и нарекли в народе «безвременник», отмечая этим некоторую неуместность появления его цветков. Ботаники же зовут его по имени его родины Колхиды - колхикум. В ботаническом саду колхикум не одинок. В дендрарии осенью, иногда уже после первого снега, цветет кустарник гамамелис, или волшебный орех. Лепестки его цветков похожи на тонкую золотисто-желтую бахрому. Их не сразу увидишь на фоне желтой листвы, но зато они очень ярки на снежном фоне. Зимой хороши и хвойные растения — ели, пихты, сосны, можжевельник, хемлок и дугласия. Ярки на снегу темно-красные побеги дерена, кое-где висят одиночные ягоды рябины.
В истории Главного ботанического сада было несколько этапов: предварительные наметки видового состава коллекций и сбор растений, планировка территории, постепенное превращение Останкинской дубравы в ландшафтный парк и, наконец, строительство лабораторных и хозяйственных помещений, теплиц и т. п.
Тот, кто был в ботаническом саду 15 лет назад, увидит здесь огромные перемены. Разительнее всего, конечно, внешние. Ведь, например, когда первые посетители смотрели розарий, он был одновременно и коллекционным участком. Теперь же создан специальный демонстрационный розарий. В другом месте сада на участке природной флоры СССР вдоль забора, отделяющего ботанический сад от ВДНХ, раньше тянулась экспозиция дальневосточной флоры. Сейчас освоена прилегающая к нему территория, и московскому «Дальнему Востоку» стало гораздо просторнее, улучшились условия для ухода за растениями и для их осмотра.
Близка к завершению и реконструкция «Кавказа». Конечно, его «горы» еще не угрожают своим соперничеством ни Эльбрусу, ни Казбеку, однако микроландшафт здесь почти кавказский: и ущелье, и ручей, шумящий по камням, как подлинная горная речка, а главное, растительность... растительность доподлинно кавказская.
Сейчас в саду можно видеть растения флоры СССР, а предполагается создание экспозиций мировой флоры.
Впрочем, часть мировой флоры уже и сейчас можно увидеть в саду. Она представлена в дендрарии, занимающем 75 га, где размещены деревья и кустарники. За 15 лет дендрарий, пожалуй, претерпел наибольшие изменения. В самом деле, если на других участках можно говорить о пополнении ассортимента, о смене сортов, о расширении той или иной экспозиции, то сами растения здесь и ранее были в своей лучшей форме. Другое дело — деревья. 5—6-летний саженец, как правило, не дает верного представления о взрослом дереве. Сейчас же большинство растений дендрария подошло к своей зрелой поре. Они зацвели, достигли высоты 10-15 м и сформировали кроны.
Известно, что тропические леса отличаются от лесов других зон обилием видов, растущих на сравнительно небольшой площади. И оранжерея Главного ботанического сада очень точно отражает эту черту тропических лесов. Крупнейшая коллекция тропических и субтропических растений собрана здесь на относительно малой площади. В перспективе предстоит переселение части растений в новое помещение. Архитекторы уже работают над проектом дальнейшего расширения сада, и один из его главных объектов — новая демонстрационная оранжерея.
Основные научные задачи ботанического сада связаны с проблемой интродукции. Интродукция (введение) — выращивание растений, естественно произрастающих в иных географических районах. Такие ботанические «иностранцы» называются интродуцированными растениями. Они составляют большинство среди культурных растений, которые распространялись следом за человеком по всей планете и оказались далеко от своей родины. Очень много иноземцев прижилось в наших южных городах-курортах, и тем не менее почти во всех областях земного шара находится еще немало растительных видов, которые могли бы украсить наши сады и парки, повысить продуктивность полей и лесов. Найти такие растения, проверить, будут ли они у нас расти, нельзя ли их использовать для выведения новых сортов культурных растений - все это задачи ботанических садов. Решение их должно способствовать также созданию теории интродукции и акклиматизации растений, способной заменить метод проб, который сейчас преобладает в интродукции.
Исследования в ботаническом саду проводятся в нескольких направлениях: это и вопросы перспективности нового вида в наших условиях, и отбор наиболее пригодных из них, а также разработка методов влияния на растения для изменения его свойств в нужном направлении.
Многие растения, прошедшие испытания и получившие высокую оценку, рекомендованы питомникам, где выращивают саженцы для озеленения Москвы и других городов средней полосы СССР. Здесь же лесоводы и ботаники получают консультации и самую разнообразную помощь. Так, например, на Лесостепной опытной станции в Липецкой области с успехом применяют способ укоренения черенков в парниках с туманообразующей установкой, разработанный в ботаническом саду. Не ограничиваясь рекомендациями, в питомниках ботанического сада выращивают и посадочный материал. Саженцы, сеянцы, черенки идут отсюда в разные районы страны. Эти примеры можно было бы умножить, но, вероятно, достаточно сказать одно: недавно в Главном ботаническом саду создан специальный отдел внедрения, о задачах которого говорит само его название.