Найти в Дзене
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 176 - Ночь, ожиданья холод, боль...

Всех приветствую. Это разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня, когда месяц июнь близок к завершению(опять...), я буду пояснять за ещё один фильм великого итальянского мастера Микеланджело Антониони. 76 место "Затмение"/"L'eclisse"(1962) Рейтинг КП - 7,9; Кол-во оценок - 9 034; Рейтинг IMDb - 7,7; Кол-во оценок - 21 073; Режиссёр - Микеланджело Антониони. Виттория перетекает по жизни из одних обстоятельств в другие: мужчина - подруга - другой мужчина - соседка... Уходы - приходы - встречи - рассказы... Все это, как облака, проплывающие по небу: вот они есть, а через мгновение - уже нет. Ничего особенного, акцентированного. Жизнь проживается. Танец-лицедейство: вода в чане, щепочки на сухой земле, затмение... Без спойлеров Так как они были в обозреваемом списке, я уже рассказывал про такие фильмы Антониони как "Красная пустыня" 1964 года, "Фотоувеличение" 1966 года и "Профессия: репортёр" 1975 года. Обобщая, все они мне н
Оглавление

Всех приветствую. Это разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня, когда месяц июнь близок к завершению(опять...), я буду пояснять за ещё один фильм великого итальянского мастера Микеланджело Антониони.

76 место

"Затмение"/"L'eclisse"(1962)

Рейтинг КП - 7,9; Кол-во оценок - 9 034;

Рейтинг IMDb - 7,7; Кол-во оценок - 21 073;

Режиссёр - Микеланджело Антониони.

«Затмение» (L'eclisse, 1962)
Виттория перетекает по жизни из одних обстоятельств в другие: мужчина - подруга - другой мужчина - соседка... Уходы - приходы - встречи - рассказы...
Все это, как облака, проплывающие по небу: вот они есть, а через мгновение - уже нет. Ничего особенного, акцентированного. Жизнь проживается. Танец-лицедейство: вода в чане, щепочки на сухой земле, затмение...

Без спойлеров

Так как они были в обозреваемом списке, я уже рассказывал про такие фильмы Антониони как "Красная пустыня" 1964 года, "Фотоувеличение" 1966 года и "Профессия: репортёр" 1975 года. Обобщая, все они мне не особо понравились, причём по схожей схеме: хорошие мысли и тонкая лиричность в этих фильмах тонут в очень размазанном, вялом и невнятном повествовании и исполнении в целом. Было ли что-то иначе в "Затмении", вышедшем до всех троих указанных работ режиссёра, в 1962 году?

Скорее нет, чем да. Всё ещё в основании заложены понятные и вместе с тем довольно глубокие темы, но раскрыты они, скажем так, дабы никого не обидеть, несколько спорно. Выражение неопределённости всё ещё происходит в тихих сценах, где Моника Витти просто идёт по пустым улицам. Стоит отдать должное режиссёру, даже эта ходьба, казалось бы, безынтересное действие, завораживает и не кажется скучным. Но не в течении же двух часов.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Хотя также "Затмение", в отличии от прочих отсмотренных лент Антониони, можно похвалить за некоторое разнообразие. "Красная пустыня" просто была слишком пустая(хотя мне кажется, этот фильм мне нужно будет пересмотреть однажды), а "Профессия..." и "Фотоувеличение" просто слишком мутные, прям too much. Здесь же вам и разборка с этим, и сцены на бирже, и знакомство с тем, и встреча с этими. Хоть внутри себя многие сцены всё ещё вызывают вопросы, но по крайней мере после окончания просмотра нет такого стойкого ощущения, что два часа жизни утекли просто непонятно куда, на что, зачем и к чему всё это было и почему так скучно.

Так что в этой своей более ранней работе мастер кино от Италии был ещё не так суров, нежели после, как мне кажется. А так режиссура знакомая, подчерк знакомый, атмосферу тоже я такую где-то видел. Что у режиссёра не отнять, так это авторского подчерка. Все прочие аспекты, навроде персонажей или сюжета, не вижу смысла пояснять. Если вы не знакомы с творчеством Антониони, то скажу, что такие вещи в его фильмах довольно условны, а если знакомы, то сами знаете.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

Ой, друзья, а что, а как. Чтоб спойлерить сюжет, нужен, ну, сюжет. А он здесь, как я говорил, условный, словно облако - летает где-то там, высоко-высоко, вне зоны досягаемости. Описать эмоциональное состояние героев? Ну так героиня Витти что в начале фильма не знает, что она чувствует и всё такое, так и в финале оказывается, что она всё ещё не знает, что чувствует, чего хочет и всё такое. С героем Делона тоже всё понятно и не особо что меняется. Бегает там что-то средь суматохи этой брокерской, втрескался в главную героиню, побегал с ней, послушал её отчуждённые речи - и по итогу на назначенную встречу не явились оба. Неудивительно, сразу было понятно, что они несколько разные и мало понимают друг друга, да и в фильме это несколько раз подчёркивается. Что сказать, поматросили да бросили оба. И пошли своими дорогами - он дальше скакать на бирже посреди шума, а она дальше неопределённо ходить по пустым улицам в тишине.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Послесловие

"Затмение" - это фильм Микеланджело Антониони, и этим всё сказано. Если вам такое нравится, то милости просим. Если нет, то увы, здесь режиссёр себе особо не изменял. Если не знакомы с его творчеством и хотите для себя определиться, то могу порекомендовать ознакомиться с соответствующими материалами, - например, с моими:) - и понять, звучит ли это для вас как что-то, что может вам понравиться или быть интересным.

Хотя в любом случае, не попробуешь - не узнаешь. И уж если решились попробовать, то могу посоветовать "Затмение" как наименее "хардкорный" фильм именитого режиссёра.