Правительство рассчитывают на долгое противостояние, поэтому на фоне роста военных расходов решило экономить на медицине, науке и экономическом развитии. Дефицит бюджета РФ снизился с 892 млрд руб. в июле до 83 млрд руб. в сентябре, или в 11 раз, следует из данных Минфина. На фоне падения нефтегазовых доходов (с 771 до 688 млрд руб.) это стало возможным благодаря увеличению ненефтегазовых поступления в бюджет (с 990 до 1445 млрд руб., или на 45% за 2 месяца). Кроме того, сократились и расходы (с 2653 млрд руб. до 2216 млрд руб.), или на 16%.
По итогам 9 мес. 2022 г. доходы бюджета исполнены на 19,74 трлн руб., расходы – на 19,68 трлн руб., а профицит составил 55 млрд руб. Тем не менее даже если показатели сентября сохранятся, по итогам года наиболее вероятен дефицит. В декабре расходы существенно прирастают, ведь бюджетники получают доходы за декабрь и январь, а также премии. В среднем за последние 3 года доходы в декабре прирастали к предыдущему месяцу на 800 млрд руб., в расходы – на 2100 млрд руб.
По итогам 2022 г. доходы могут достигнуть 26,9 трлн руб., расходы – 28,4 трлн руб. В таком случае дефицит составит 1,5 трлн руб., хотя в законе о бюджете закладывали профицит в 1,33 трлн руб.
Впрочем, это будет всего лишь 5% расходов и чуть более 1% ВВП страны, который прогнозируют в 2022 г. в 146,1 трлн руб. В 2023 г. дефицит ожидается на уровне 2,9 трлн руб., или 1,9% ВВП.
С одной стороны, Запад ведет против России войну на истощение, и в таких условиях разумно деньги экономить. С другой – многие сферы хронически недофинансировались, в первую очередь наука и высокотехнологичное производство, развитие человека. Широкого спектра отечественной продукции не хватает, от гвоздей до самолетов. Политика ЦБ и Минфина по западным неолиберальным установкам заставляла годами жертвовать развитием и складывать нефтедоллары за рубежом. Тогда как в западных странах расходы казны обычно как раз превышают доходы.
Например, в допандемийный 2019 г. дефицит бюджета был таким:
Евросоюз – 0,5%
Великобритания – 2,2%
Японии – 3,0%
Франция – 3,1%
США – 6,4%
В 2021 г. дефицит в ЕС вырос уже и вовсе до 4,7%, а в США – до 11%.
Экономическая модель пока во многом остается прежней – направленной на обогащение крупного капитала. Тот прирост трат, что закладывают власти, связан с текущими военными расходами, нежели с развитием, форсированные темпы которого необходимы, чтобы выдержать внешнее давление.
Сравним заложенные на 2022 г. в бюджете расходы с тратами 2021 г. с учетом инфляции (прогнозируют в 12,4% в 2022 г.).
Всего расходы -3% (до 23 трлн руб.)
1. Минфин -4% (до 8 трлн)
2. Минобороны +19% (2,7 трлн)
3. МВД -7% (1,16 трлн)
4. Федеральное дорожное агентство +4% (952 млрд)
5. Минтруд 0% (947 млрд)
6. Минпромторг -6%
7. Минздрав -23%
8. Минобрнауки +2%
9. Минтранс +21%
10. Минпросвещения +23%
11. Минсельхоз +11%
12. Минстрой и ЕЗСС -6%
13. Росгвардия +19%
14. Минэкономразвития -55%
15. ФСИН -19%
16. Минцифры +12%
17. Суддеп -6%
18. МЧС +1%
19. Роскосмос -6%
20. Управделами президента +18%
...
77. Российская академия наук +2% (4,4 млрд руб.)
Как видно, больше всего страдает экономика, медицина, а наука по-прежнему остается в ущемленном положении.
«На всех денег нет», – резонно отвечают в правительстве. Но есть пути повышения доходов. Часто отечественные экономисты среди дополнительных источников называют:
1) полноценное прогрессивное налогообложение доходов и наследства;
2) конфискация незаконно нажитых богатств чиновников и их семей, чьи расходы не соответствуют доходам;
3) ужесточение запрета на вывоз капитала.
Помимо этих мер, необходимо повысить эффективность госинвестиций. Целый ряд нацпроектов и госпрограмм проваливаются, несмотря на многомиллиардное финансирование, не раз констатировала Счетная палата. Чтобы успешно и согласованно реализовывать масштабные задачи, государству не обойтись без смены экономической модели и перехода к общенациональному планированию, отметил в беседе с «Равенством» бывший зампред ГВЦ Госплана СССР Виктор Сосков.