🏛📚Цветаев - Нечаеву-Мальцову. 18 сентября 1902, Москва
«....У нас такой холод, что итальянцы надели перчатки и согреваются у теплин. Костры у них разведены и под навесом, и в будущей аудитории. Come fa freddo! слышишь от каждого из них. Но неужели этот холод уже зимний? Хочется все еще верить, что мы будем иметь хорошую осень, хотя и помнится, что на Покров выпадал настоящий снег и устанавливался санный путь.
Какую в сущности тонкую скульптурную работу ведут наши итальянцы, высекая ионические капители с их дивным растительным орнаментом на шейках и изящно-тонкими линиями на волютах! И эти небывалые в России в такой точности, эти ионические капители займут места по боковым сторонам Музея, в незначительных переулках, где их оценят только немногие зрители, тогда как масса станет считать их даже алебастровыми оттисками.
Только знаток искусства и серьезный, вдумчивый наблюдатель поймут после и Вашу колоссальную щедрость, и Ваши высокие взгляды на задачи Музея, который уже своею внешней формой должен действовать поднимающим и просветительным образом на зрителя, и массу настойчивого, художественного труда, положенного на такие фасады и архитектором, компоновавшим их по лучшим в мире историческим образцам, и исполнителями его проекта, принесшими со своего дальнего юга и вкус, и навык, и удивительное терпение в такого рода мелких и тонких работах.
Ныне я был прямо растроган терпением и увлечением одного из них, который, укутавши левую руку в перчатку, высекал так называемый Perlenschnur в ионической капители. Над нею он работает изо дня в день вот уже 2 месяца и еще прокорпит тут же 10 дней. В аудитории одновременно гонят каннелюру 6-ти барабанов колонн, надеясь окончить их до завершения сезона. Лист, отпуская наибольшую часть итальянцев на зиму домой, оставляет только резчиков и выписывает мастеров для художественных работ. Ныне шла речь о том, чтобы аудиторию превратить на зиму в теплую мастерскую, вставивши окна и устроив временные печи».