Одним из самых ярких воспоминаний моей жизни смело можно назвать поход на концерт польской группы "Behemoth" в 2007 году в славном городе Рязани. Да, группа тогда спокойно разъезжала с турами по России и попасть на них было очень даже реально. Я помню волнительное ожидание, сдобренное занимательным наблюдением, как публика заправляется перед концертом сброженным пшеничным и ячменным соками, в простонародье называемым пивом.
Мы с товарищами гадали, кто будет греть поляков, но ровно в восемь вечера в зале погас свет и на сцену с гитарами наперевес ворвались настоящие демоны в шипованной коже без ненужного разогрева. Конечно же я не помню сет-лист, но тот экстаз, который я ощутил во время концерта навсегда остался в моём сердце.
Червём на могиле стало общение с группой после концерта - они в полном составе вышли в зал "Планетария", со всеми сфоткались, да-да, даже на мой телефон с 0.3 мП камерой, и дали автографы всем желающим. На выходе из клуба я столкнулся с Нергалом, пожал ему руку и спросил - приедут ли они ещё в Рязань, на что он ответил утвердительно. Конечно же не стоит и говорить, что с тех пор я не мою руку, хотя нет, мою, но вот нечестивая надежда, что пан Нергал сдержит своё обещание и посетит Россию, в которой его не задержат и не отправят в кутузку, всё же жива.
Сегодня на обзоре свежачок от именитых нечестивцев.
Издание
Начиная с "The Satanist" российские издания альбомов Behemoth вышли на новый уровень. "Сатанист" отметился золотистым диском. Следующий альбом издаёт Фоно, и, я на мой взгляд - это одно из лучших изданий музыкальных альбомов в России, "I Loved You at Your Darkest" вышел в стекле и в диджибуке, причём и тот и другой формат был строго лимитирован и вручную пронумерован. Стекло "I Loved..." имело тираж в 1111 штук, диджибук - 2222 штук, я не мог пройти мимо обеих версий, так что они покоятся в моей коллекции. Мне дико понравилось в альбоме 2018 года то, что диджибук помимо расширенного буклета имеет также вклеенный конверт для диска, который открывается в форме креста, внутри конверта также имеется изображения, плюс там же можно найти нашивку, стеклянное издание имеет наклейку, которой нет в диджибуке. В любом случае - диджибук "I Loved You..." - это, пожалуй, самое лучшее, что я видел у наших издателей.
И вот в 2021 году Behemoth перешёл в руки "Союза", был выпущен концертник "In Absentia Dei" в стекле, он где-то потерялся в шкафу с дисками, но до него мои уши обязательно дойдут. Наконец, мы переходим к обозреваемому альбому - как только увидел, что альбом вышел в продаже, полез на страницу продавца в одном крупном интернет-магазине, и обнаружил, что опять выпустили две версии - в брутальном белом цвете и в симпатичном чёрном. Голоса в моей голове опять заставили меня сделать выбор в пользу покупки обеих версий.
Первый вопрос, который у меня возник - есть ли отличия между версиями, помимо обложки, и ответ - да, буклеты незначительно отличаются, картинки разнятся, они в целом похожи, но как пример, в белом диджике всадник сидит на белой лошади без копья, в чёрном диджике - всадник с копьём и на отдалении, дева с младенцем в белой версии выполнена в виде белой статуи, в чёрной версии - дева с младенцем выполнены в виде бронзовых изваяний, более подробно можно ознакомиться в прикреплённых ниже фотографиях.
Музыка
Второй вопрос - отличается ли музыка, и тут тоже да - в белом издании группа играет регги, в чёрном - хип-хоп... Шутка! Ха-ха! Диски абсолютно идентичны, тот же набор трэков? что вполне логично.
Группа нашла свой чёрный путь и продолжает гнуть линию экстремального метала на стыке блэка и дэта. Музыка чрезвычайно сложная, насыщенная сменой риффов, порой распадающаяся на какие-то отдельные звуки, собирающаяся вновь в единый кулак музыкального шквала. Барабаны блуждают от ритуальных ритмичных стуков, до потрясающих пулемётных очередей. Ударные увлекательны, и в то же время чрезвычайно органично поддерживают общую канву музыкального повествования. Бас господина Ориона звучит просто образцово - он слышим, задаёт чернющий тон всей комнате альбому. Гитары не ревущие, но в то же время агрессивные. Хриплый гроул Нергала переходит от зловещего декламирования к яростным крикам. Вообще стоит отметить, что альбом прописан таким образом, что каждый инструмент слышим и в то же время музыка, не распадается на отдельные партии.
За счёт сложной структуры композиций, порой требуется определённое время, чтобы переварить материал. В альбом отсутствует предсказуемость как элемент, за исключением композиции "Once Upon A Pale Horse", которая имеет задорный и качающий рифф, выделяющий песню на фоне всего альбома.
"Opvs Contra Natvram" скорее больше подходит для вдумчивого прослушивания, нежели прослушивания на ходу - множество переходов, смены мотивов, филигранные сплетения инструментов требуют к себе тщательного внимания. По себе могу сказать, что некоторые альбомы Бегемотов иногда бывает прямо-таки физически сложно слушать в общественном транспорте - тряска и сложная музыка не самое лучшее сочетание.
Обложившись словарями, можно получить настоящее удовольствие от философско-антирелигиозных текстов, от рассуждения об истинной свободе личности, пронизывающего весь альбом.
Субъективное мнение
Практически, как и любой альбом "Behemoth", "Opvs..." требует вдумчивого прослушивания. Можно восхищаться неординарностью музыки, но без должного внимания, эту неординарность легко пропустить, музыка чрезвычайно ровная, тёмная. Также важна и визуальная составляющая, а именно физический носитель помогает погрузиться в альбом гораздо глубже - яркие образы в буклете практически ложатся на музыку. На мой взгляд, альбом безусловно является событием в мире тяжёлой экстремальной музыки. Нергал и компания создали очередной шедевр, для тех, кто приемлет их музыку.
Оценочки - все любят оценочки!
Издание - 10 из 10 - два варианта, различающихся между собой являются лакомым куском для любого коллекционера. Толстая бумага, атмосферные изображения, всё это тянет только на высший бал.
Музыка - 10 из 10 - чрезвычайно сложно оценивать музыку группы, которая фактически не следует канонам жанров, которая создаёт что-то новое, поэтому поставлю десятку. Каждый альбом Behemoth - это событие, и он может нравится или не нравится, но невозможно спокойно пройти мимо той глубины, которая закладывается музыкантами. При всей моей любви к, допустим, шведскому дэту, Behemoth не выпускают однотипные альбомы в рамках стиля, их музыка бьёт куда-то в самые тёмные уголки души слушателя и это не может не нравится.
Итоговая - 10 из 10 - идеальное сочетание физического и музыкального наполнения. Диски приятно держать в руках, музыка агрессивная, мрачная, взрослая, сложная. Как итог, для коллекционеров - маст хэв!
P.S. Буду рад, если мой обзор понравился. Лучшая благодарность для меня - ваши лайки и подписки!