Современная система образования делает профессию репетитора востребованной и, соответственно, достаточно прибыльной. Личным опытом репетиторства поделилась студентка СПбГЭУ Елизавета Коновалова.
Конечно, студенту сложно заниматься подготовкой к экзаменам, поскольку это требует гораздо большего погружения в предмет и времени на изучение постоянно меняющихся тенденций ОГЭ и ЕГЭ. Однако возможность заниматься с детьми помладше открыта для тех, кто имеет хорошую базу знаний в той или иной области и, что немаловажно, умеет эти знания правильно донести.
Я занимаюсь репетиторством уже четыре года и за это время приобрела опыт работы с детьми разных возрастов.
Занятия с младшими классами и ребятами постарше гораздо больше подойдут для студента, поскольку программа их обучения почти не меняется и не будет сложной для преподавания. Однако, в отличие от подростков, которые осознают важность знаний и имеют мотивацию, а потому ответственно относятся к занятиям, детей сложнее заинтересовать и тем более привить любовь к изучаемому предмету.
Работа репетитором остается, прежде всего, работой с детьми, что вызывает множество сложностей в коммуникации.
Чем младше ученики, тем труднее найти с ними общий язык.
Очень важно и нужно подобрать правильный подход к ребенку, научиться работать с ним так, чтобы ему было интересно, и у него появлялась какая-то мотивация. В этом случае поможет игровой подход к занятиям, картинки, объяснения через занимательные примеры, возможно даже мультики или сказки, потому что в ином случае ученики быстро теряют интерес.
Вполне допустимо поддерживать с учениками дружеские взаимоотношения, однако всегда важно соблюдать границы, поскольку чрезмерная дружба с преподавателем дает ребенку повод относиться к занятиям несерьезно, перестать выполнять домашние задания или, например, баловаться на уроке. В таком случае стоит проявить строгость, если не помогает, воздействовать через родителей. Однако жаловаться родителям стоит только тогда, когда самостоятельно справиться никак не получается. Это сильно подрывает доверие между репетитором и учеником, может сломать ту коммуникацию, которую вы изначально с ним выстраивали, что повлияет на рабочий процесс в будущем.
Зачастую дети изначально скептически расположены к предмету, потому что их не заинтересовало его преподавание в школе, или же они попросту его не понимают. Это можно изменить, если заинтересовать ребенка игровым форматом или любопытными фактами. Так или иначе, предвзятость к предмету можно изменить, если уметь правильно воздействовать на ученика.
Самая большая проблема, с которой сталкиваются репетиторы, – это ложное ожидание родителей, что после занятий ребенок начнет идеально все понимать и учиться на одни пятерки.
Не всегда даже дети, которые все понимают и запоминают, пишут работы исключительно хорошо. Все зависит от ситуации, от мыслей ребенка на занятиях, которые могут быть чем-то отвлечены. Кроме того, у детей есть свойство забывать все в короткие сроки, если они периодически не повторяют материал. Так что ожидать от занятий с репетитором стопроцентного результата ошибочно, что и стоит объяснить родителям, если у тех появляются какие-либо вопросы или претензии.
Несмотря на сложности, работа репетитора остается доступной для студентов, которые ищут возможность заработка и легко находят общий язык с детьми. Она не требует специальных денежных затрат, поскольку заниматься можно в домашних условиях. Кроме того, эра цифровых технологий позволяет проводить занятия в онлайн-формате, который не требует ничего, кроме наличия ноутбука и стабильного интернета. Такой формат доступен почти для каждого, хоть и немного затруднителен в работе с маленькими детьми.
Репетиторство останется актуальным еще многие годы, поскольку усложнение школьной программы вынуждает все большее количество родителей искать специалистов для своих детей.
Это открывает перед студентами возможность развития в этой сфере и хорошего дополнительного заработка, совместимого с учебой.