Найти тему
СПбГЭУ

Записки репетитора

Современная система образования делает профессию репетитора востребованной и, соответственно, достаточно прибыльной. Личным опытом репетиторства поделилась студентка СПбГЭУ Елизавета Коновалова.

Конечно, студенту сложно зани­маться подготовкой к экзаменам, поскольку это требует гораздо большего погружения в предмет и времени на изучение постоянно меняющихся тенденций ОГЭ и ЕГЭ. Однако возможность заниматься с детьми помладше открыта для тех, кто имеет хорошую базу знаний в той или иной области и, что немало­важно, умеет эти знания правильно донести.

Я занимаюсь репетиторством уже че­тыре года и за это время приобрела опыт работы с детьми разных возрас­тов.

Занятия с младшими классами и ребятами постарше гораздо больше подойдут для студента, поскольку программа их обучения почти не меняется и не будет сложной для преподавания. Однако, в отличие от подростков, которые осознают важ­ность знаний и имеют мотивацию, а потому ответственно относятся к занятиям, детей сложнее заинтере­совать и тем более привить любовь к изучаемому предмету.

Работа репетитором остается, прежде всего, работой с детьми, что вызывает множество сложностей в коммуникации.

Чем младше учени­ки, тем труднее найти с ними общий язык.

Очень важно и нужно подо­брать правильный подход к ребенку, научиться работать с ним так, чтобы ему было интересно, и у него появ­лялась какая-то мотивация. В этом случае поможет игровой подход к за­нятиям, картинки, объяснения через занимательные примеры, возможно даже мультики или сказки, потому что в ином случае ученики быстро теряют интерес.

Вполне допустимо поддерживать с учениками дружеские взаимо­отношения, однако всегда важно соблюдать границы, поскольку чрезмерная дружба с преподавате­лем дает ребенку повод относиться к занятиям несерьезно, перестать выполнять домашние задания или, например, баловаться на уроке. В таком случае стоит проявить стро­гость, если не помогает, воздей­ствовать через родителей. Однако жаловаться родителям стоит только тогда, когда самостоятельно справиться никак не получается. Это сильно подрывает доверие между репетитором и учеником, может сломать ту коммуникацию, которую вы изначально с ним вы­страивали, что повлияет на рабо­чий процесс в будущем.

Зачастую дети изначально скеп­тически расположены к предмету, потому что их не заинтересовало его преподавание в школе, или же они попросту его не понимают. Это можно изменить, если заинтересо­вать ребенка игровым форматом или любопытными фактами. Так или иначе, предвзятость к предмету можно изменить, если уметь пра­вильно воздействовать на ученика.

Самая большая проблема, с которой сталкиваются репетиторы, – это ложное ожидание родителей, что после занятий ребенок начнет идеально все понимать и учиться на одни пятерки.

Не всегда даже дети, которые все понимают и запоминают, пишут работы ис­ключительно хорошо. Все зависит от ситуации, от мыслей ребенка на занятиях, которые могут быть чем-то отвлечены. Кроме того, у детей есть свойство забывать все в короткие сроки, если они пери­одически не повторяют матери­ал. Так что ожидать от занятий с репетитором стопроцентного результата ошибочно, что и стоит объяснить родителям, если у тех появляются какие-либо вопросы или претензии.

Несмотря на сложности, работа репетитора остается доступной для студентов, которые ищут возможность заработка и легко находят общий язык с детьми. Она не требует специальных денежных затрат, поскольку заниматься мож­но в домашних условиях. Кроме того, эра цифровых технологий позволяет проводить занятия в он­лайн-формате, который не требует ничего, кроме наличия ноутбука и стабильного интернета. Такой формат доступен почти для каждо­го, хоть и немного затруднителен в работе с маленькими детьми.

Репетиторство останется актуаль­ным еще многие годы, поскольку усложнение школьной программы вынуждает все большее количе­ство родителей искать специали­стов для своих детей.

Это открыва­ет перед студентами возможность развития в этой сфере и хорошего дополнительного заработка, со­вместимого с учебой.