Сегодня мы посмотрим на три книги Корнея Чуковского, которые были изданы в 1935-1936 годах. Две тоненькие книжечки (отдельные издания «Телефона» и «Тараканища») и один большой сборник сказок издательства «Academia». Иллюстрировал их художник Владимир Конашевич.
Владимир Конашевич обладал талантом создавать рисунки, которые нравятся детям. Это дано не каждому художнику (как и не каждый писатель может писать для детей). Книги с его иллюстрациями выходили миллионными тиражами. У них был свой собственный стиль, который узнавался безошибочно: прихотливые линии, яркие образы, красочная декоративность и неизменные доброта и юмор.
Владимир Конашевич родился в 1888 году в Новочеркасске, в семье банковского служащего. Из-за службы отца семье пришлось переезжать в Москву, а затем в Чернигов. В детские годы он мечтал стать моряком:
«У меня тогда была большая модель фрегата, и я изучил корабельные снасти: все стеньги, брамсы, шкоты. Много читал о морских приключениях».
Конашевич окончил реальное училище и с удовольствием занимался живописью, математикой, играл на скрипке. Когда ему исполнилось 20 лет, Владимир был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учебой он был несколько разочарован:
«В училище мне показалось как-то скучнее, чем я ожидал. И хоть я старательно писал по утрам и рисовал по вечерам, но делал это без ожидаемого воодушевления».
В 1915 году Конашевич переехал в Петроград. Вместе с группой художников он расписывал Юсуповский дворец и другие петербургские особняки, участвовал в реставрации Павловского дворца-музея, устраивал выставки. Три года занятий декоративными работами позднее ярко проявились в его подходе к оформлению детских книг.
Первой детской книгой Владимира Михайловича стала «Азбука в рисунках В.Конашевича» (1918). «Азбука» родилась из писем, которые Конашевич писал жене. Жена вместе с дочкой уехала к родным на Урал и застряла там на долгое время (Урал оказался отрезан армией Колчака). В 1920-х годах Конашевич начал активно иллюстрировать детские книги. С его рисунками вышли сказки Шарля Перро, «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, произведения С.Маршака.
В те годы состоялось и знакомство художника с Корнеем Чуковским. В. Конашевич признавался, что К. Чуковский – его любимый автор. А вот Чуковскому поначалу рисунки Конашевича не понравились. Он даже записал в своем дневнике: «Третьего дня пошёл я в литографию Шумахера … и вижу, что рисунки к «Мухе-цокотухе» так же тупы, как и рисунки к «Муркиной книге». Это привело меня в ужас».
Чуковский поехал в Павловск знакомиться с художником. И это знакомство переросло в тесное сотрудничество, а иногда и соавторскую работу по подготовке изданий.
О том, насколько непростыми и эмоциональными были отношения писателя и художника, свидетельствует их переписка. Конашевич – Чуковскому: «Я знаю, что я делаю паршивенькие рисунки. Но мне казалось, что в них бывало иногда одно достоинство: они хорошо сочетались с Вашими стихами. Я не хочу этим сказать, что Ваши стишки такая же дрянь! Боже сохрани! Я говорю о совпадении духа, а не качества».
Несмотря на творческие баталии, писатель и художник создали множество замечательных книг: «Мухина свадьба» (1924, в 1927 г. выходит под названием «Муха-цокотуха»), «Путаница» (1926), «Барабек и другие стихи для детей» (1929), «Тараканище» (1929), «Телефон» (1934), «Мойдодыр» (1938), «Чудо-дерево» (1944) и другие. Нередко для переиздания Конашевич делал новые иллюстрации.
За сборник «Сказки» К. Чуковского с иллюстрациями В. Конашевича (та самая книга издательства Academia 1935 года, которая хранится у нас в библиотеке) оба автора подверглись жестокой критике приверженцев пролетарского искусства. Художника обвиняли в формализме, эстетстве и нелюбви к детям.
Чуковский очень ценил иллюстрации Конашевича. Когда открывалась его персональная выставка, Корней Иванович писал:
«Ваш праздник – это мой праздник, праздник всех моих Бармалеев, Айболитов и Мух-Цокотух. Благодаря Вам эти люди и звери явились миллионам советских ребят в прекрасном, поэтическом, благородном, изящном обличии... Ваше чудотворное искусство воспитывает в детях вкус, чувство красоты и гармонии, радость бытия и доброту. Потому что помимо всего Ваша живопись – добрая, в каждом Вашем штрихе, в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты – огромное, в три обхвата сердце, без которого было бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям».
Почему у Владимира Конашевича получались такие удачные, такие живые рисунки? Вот как считал он сам:
«Я просто выбрасываю готовый рисунок, если он хотя бы частично не удался. Не переделывая, не исправляя старого рисунка, я вновь рисую на чистой бумаге. Этим и достигается непосредственность и свежесть, если она у меня когда-нибудь бывает».
В следующее воскресенье читайте о «заповедях детского художника», которые составил Владимир Конашевич.