Никита Клен – один из кураторов команды «Были». Уже сегодня, до открытия ЦСИ, он успешно реализовывает текущие региональные проекты, консолидирует вокруг себя современных художников и отзывается на актуальные культурные вызовы. Мы поговорили с Никитой и расспросили его о том, как все началось, на каком этапе сейчас ЦСИ «Быль» и как он видит его в будущем.
Расскажи, как изначально появилась идея открыть ЦСИ в «Были» и кто принимал в ней участие?
Изначально подобной идеи у меня не было. Несколько лет назад мы с друзьями жили счастливую жизнь: учились, работали, пили кофе в местных кофейнях и блуждали вдоль реки под Lana Del Rey. В какой-то момент мы все вместе решили поучаствовать в грантовом конкурсе АРТ-ОКНО (первые конкурсы были самыми профессиональными и сильными) и с грантовой поддержкой начали запускать свои культурно-социальные проекты. В большинстве своем они носили формат pop-up интервенций. У нас не было постоянного пространства, площадки менялись достаточно часто. В целом, ничего не предвещало появления ЦСИ, хотя уже тогда многие мои коллеги говорили, что такое пространство необходимо городу.
Все изменилось в 2021 году, когда Музей «Гараж» совместно с фондом «Искусство, наука и спорт» (проект АРТ-ОКНО тоже их инициатива) объединились, чтобы помочь Железногорскому Центру современного искусства «Цикорий» своей экспертизой и ресурсами. Они сделали ремонт пространства и превратили его в полноценный многофункциональный культурный центр. Все вышло очень даже хорошо, а осенью 2021 года решили что-то подобное сделать в Старом Осколе. Кстати, в тот момент «Быль» переживала свою реинкарнацию из кинотеатра в арт-резиденцию, но в итоге решили делать ЦСИ.
Какая команда у вас сформировалась и занимается проектом на данный момент?
В нашей постоянной команде сейчас 4 человека: Светлана Костина, Виктор Жданов, Софи Орешкина и я. Также есть и другие коллеги, которые работают с нами проектно: Ева Вольская, Линетт Дали, Любовь Мегина и другие. Еще есть резиденты «Были» – это наши друзья, которым мы помогаем развиваться. Например, Дмитрий Черный. Он сейчас снимает фильм благодаря грантовой поддержке, которую выиграл после наших консультаций. Тут сложность с командой в том, что у нас есть один текущий масштабный проект – ре/конструкция «Не доверяете тишине, она обманчива» и другие небольшие проекты, например выставка «Мы забыты ночью». Но мы не получаем зарплаты или гонорары на постоянной основе, скорее это похоже на энтузиазм с изобилием бюрократии. Посмотрим, что из этого выйдет, но нас подбадривают коллеги из «Гаража».
«Быль» – это очень масштабный проект. Какими проектами для развития культурной среды Старого Оскола ты занимался ранее? И почему предпочел развивать проекты не в Москве или Питере, а в родном городе?
Я был как инициатором собственных проектов, так и подрядчиком на проектах своих друзей. В 2019 году я делал первый в Старом Осколе фестиваль современного искусства «Стандарт», позже реализовал проект СЭХЭЗЭ «Ласточка» про экопрактики на градообразующих предприятиях, ставил перформансы «Механик – работа творческая» и спектакль в трамвае «Ланселот х поневоле REMIX». А своим друзьям-коллегам также помогал со спектаклями, выставками, образовательными программами. Много чего было. Но здесь стоит отметить, что эти инициативы носили проектный характер. Они имели начало и конец. А в Москве, где частично живет моя семья, я работаю в галерее и еще одном проекте, делаю выставки. Это на постоянной основе и с зарплатой. Вот недавно с OilyOil, онлайн-галерея, где я работаю с 2019 года, участвовали в III ярмарке молодого искусства Blazar.
Сам кинотеатр строился и открывался несколько лет, в 80-е это был довольно сложный, но очень важный для города проект. Пришлось ли столкнуться с какими-то сложностями в этот раз?
Честно говоря, сложностей в проекте ЦСИ «Быль» достаточно. В большей степени из-за того, что инициатива реализуется на территории муниципальной собственности, а также в проекте «Были» участвуют множество партнеров и подрядчиков. Например, мы уже больше полугода пытаемся выбить ставки на «Быль», но управление культуры закрывает на это глаза. Сейчас они поместили в «Быль» коллег из ЦКР «Горняк». Почему это происходит, и как будет существовать, пока непонятно.
Как ты считаешь, что в городе может мотивировать людей увлекаться современным искусством? И почему ты уверен, что жители Оскола будут ходить в «Быль»?
Я думаю, в первую очередь это будет просто интерес и, конечно же, контент. Мне пока сложно представить, что в «Были» на постоянной основе будет развиваться какой-то качественный контент. На него нужны ресурсы, не только человеческие, но и материальные. Сейчас есть ощущение, что все уже перегорели, но цели закрывать надо. Но нам с командой интересно было бы работать не только с пространством кинотеатра, а создавать и развивать нечто большее.
Ты ставишь какие-то глобальные цели на проект? Повысить культурный уровень города, построить художественное комьюнити и тд?
Честно говоря, в текущей ситуации сложно что-то планировать. Мне бы хотелось, чтобы это место, как в газетных вырезках, снова стало безопасным и комфортным для встречи с культурой.
Ну и самый грустный вопрос. Как ты расцениваешь шансы открытия «Были» в условиях текущих общественно-политических событий? В «Музее Москвы» открывают мобилизационные пункты, закрылся под военные нужды театр Виктюка. При этом мне кажется, что проекты, вроде «Были», сейчас очень нужны людям, чтобы верить в будущее…
Коллеги говорят, что все идет по плану. Но здесь хочется вспомнить смыслы, которые закладывали люди при открытии «Были», что «Быль» – это наше настоящее, прошлое и будущее. Хочется надеяться, что будущее у нас есть, как и у здания с командой.