Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Авиация в маленьких историях

Оглавление

Александр Семениченко

Проверяющий в составе экипажа.


Конец 70-х годов. Западная Сибирь. В полетное задание экипажа, работающего в командировке вертолета Ми-8 и присевшего в аэропорту на дозаправку топливом, в качестве проверяющего вписывается пилот-инспектор МГА (Министерство гражданской авиации). Должностное лицо с очень большим кругом полномочий.

Как всем известно, присутствие на борту проверяющего любого уровня вызывает в экипаже определенный дискомфорт и нервозность. Так случилось и в этот раз.

Проверяющий, сидя в правом кресле, читал карту обязательных проверок, а командир экипажа и бортмеханик докладывали о выполнении своих операций.

«Заглушки двигателей», - читает инспектор.

«Сняты», - тут же, даже не взглянув на двигатели, докладывает бортмеханик.

Чтение карты закончено. «Запуск левого», - командует командир экипажа. Нажав кнопку запуска, бортмеханик по звуку запускаемого двигателя понимает, что заглушки с двигателей не сняты. Нисколько не смущаясь, он открыл верхний люк, выдернул заглушки и бросил их в грузовую кабину. Сев на свое место, бодро доложил: «Запуск с заглушками не пошел. Запуск правого. Холодная прокрутка левого, затем запуск левого». Инспектор ничего не сказал, только покачал головой, такого КВНа он никогда не видел.

Отлетали нормально, замечания были несущественными. А вот бортмеханику было отдельное устное замечание: «А ты нахал, но очень сообразительный. Впредь повнимательней…»

*****

Командир Ми-8, налет 12 000 часов.

«Вот доктора говорят, что у летчиков во время взлета и посадки учащается пульс, повышается кровяное давление. При этом они испытывают стресс и повышенные психические нагрузки. Ну, не знаю… Я испытываю стресс только когда появляюсь в штабе: никогда не знаешь за какой дверью и за что тебя драть будут. А в пилотской кабине я не волнуюсь, я там просто работаю, а работа бывает всякая…»

*****

Собрание летного отряда.


Тема: повышение окладов летного состава. Выступает замполит летного отряда, рассказывает о заботе государства, которое повышает должностные оклады летчиков. Но при этом умалчивает о снижении расценок за летный час. Это уже не новость, и народ приблизительно рассчитал будущие заработки, картина получается не самая радужная, летать придется побольше. Слово просит один из командиров экипажа.

«Я все прочитал, все услышал, все понимаю, у меня теперь оклад будет на двадцать рублей больше. Спасибо. Но вот у меня жена, дура, она читать не умеет. Она только считать умеет. Раньше я приносил домой 500 рублей, а теперь буду приносить меньше. Как мне объяснить ей, что я стал больше зарабатывать?»

Командование быстро и аккуратно свернуло собрание.

*****

Коньяк.


После командировок в аэропорту встречаются три экипажа самолетов Ан-2. По этому поводу зашли в буфет при ресторане аэропорта. Буфетчица – знакомая дама. «Маруся, - обращается к ней один из летчиков – налей нам, пожалуйста, коньячку по соточке». Трое остановились у столика-стоячки, а трое у буфетной стойки ждут коньяк.

Маруся ставит на стойку шесть бокалов, достает и раскупоривает бутылку коньяку, затем лихо, без мерного стакана, поровну разливает бутылку. Один из летчиков на секунду задумывается и задает вопрос: «Маруся, а как это, шесть бокалов по сто грамм из бутылки 0,5 литра?» Маруся несколько секунд недоуменно смотрит на бокалы и бутылку. Потом нисколько не смущаясь, с милой улыбкой, «Ой, ребята, вы же свои», собирает бокалы со стойки вниз на свой прилавок. Что-то там колдует с новой бутылкой коньяка и возвращает бокалы обратно. «Пожалуйста, на доброе здоровье!», - все с той же милой улыбой.

*****

-2

Бывший комэск.

Разбор в летном отряде закончен. Кого-то оставили на работе, а наш экипаж свободен. Есть возможность спокойно попить пива.

У нас есть любимый подвальчик-пивнушка, он нам очень нравится, там очень колоритная атмосфера. Полумрак, дубовые подвесные столы, мощная вентиляция, какая-то необычная акустика, можно говорить в полный голос, но слышно только в своей компании. Обычно мы там собираемся в цивильной одежке, а сегодня зашли в форме. Попили пива, поговорили «за жизнь». Собрались уходить, на столе остались две кружки недопитого пива. Неожиданно около нашего стола возник мужичок неопределенного возраста и довольно подержанного вида. Быстро окинул всех нас взглядом: «Летчики? Уважаю! Я - бывший комэск. Позвольте допить ваше пиво». Каким-то неуловимым движением он мгновенно слил оставшееся пиво в свою кружку, одним глотком выпил и тут же исчез.

*****

-3

Еще одно собрание.

В штабе идет собрание летного отряда. Подводятся итоги работы за квартал. Обсуждается безопасность полетов, налет часов, дисциплина, условия работы на оперативных точках и прочие производственные вопросы. Один из командиров Ми-8 задает командованию несколько «неудобных» вопросов. На помощь командиру летного отряда приходит замполит: «А скажите, товарищ Иванов, что обсуждалось на прошедшем пленуме КПСС?». Иванов от неожиданности вопроса «завис». А замполит продолжил: «Не знаете. Нехорошо. А ведь вы командир экипажа, воспитатель своих подчиненных.» Взволновавшееся было собрание было успокоено. Далее все пошло по накатанной дорожке.

Закрывая собрание, замполит традиционно спросил, есть ли вопросы к командованию. И снова Иванов. С вопросом непосредственно к замполиту: «Какую температуру газов вы рекомендовали бы выдерживать при выполнении полетов с внешней подвеской, чтобы достичь максимальной экономии топлива?» Судя по выражению лица, замполит из всего вопроса понял только слова «экономия топлива». А Иванов продолжил: «Не можете рекомендовать? Жаль, я надеялся, что вы как заместитель командира отряда, воспитатель поможете и мне, и другим экипажам в этом вопросе».

Больше вопросов не было.

*****

-4

Ориентир.


Ми-8 выполняет обычный транспортный полет. Экипаж сборный. В левом кресле командир летного отряда, в правом недавний выпускник летного училища. Бортмеханик один из тех, кто попался на глаза командиру.

Полет проходит спокойно. Дав возможность второму пилоту порулить и попедалировать, командир сделал для себя вывод, что молодой летать УЖЕ МОЖЕТ, но летать ЕЩЕ НЕ УМЕЕТ.

Взяв управление на себя, командир экипажа озадачивает второго пилота штурманскими заданиями. Положив на колени планшет, НЛ-10 и штурманский бортжурнал молодой довольно успешно штурманит. Неожиданно командир показывает на село, лежащее чуть правее линии маршрута, и спрашивает второго пилота: «Что это за село? В чем его особенность? Чем оно знаменито?». Второй пилот внимательно изучает карту, разглядывает село сверху, просматривает свои расчеты и свой штурманский бортжурнал, но не находя ответа сконфужено качает головой – «Не знаю…» и виновато смотрит на командира и бортмеханика.

Бортмеханик знает, что это за село. Выражение его лица серьезно, а глаза улыбаются.

Командир сама суровость. «Запомни» - говорит он - «Это мое село, я здесь родился» и лицо командира освещает счастливая широкая улыбка. Теперь и бортмеханик открыто улыбается. Улыбнулся и второй пилот.

Теперь он точно будет знать, как называется это село, как оно выглядит, где оно расположено и эти знания лишними не окажутся.

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Александр Семениченко | Литературный салон "Авиатор" | Дзен