Найти тему
Мел

«Родители меня убьют». Как взрослые мешают школьникам хорошо учиться

Автор: Екатерина Красоткина; помогала Анна Григорьевых

«Плохо сдам экзамены, не поступлю, все будет ужасно!» — такие мысли посещают многих школьников, а рождаются они часто в головах тревожных родителей. Как педагогам остановить этот порочный круг, размышляет учительница географии Анна Кузнецова, которая преподает в школе с 1990-х годов и воспитывает троих детей.

Начинают испытывать стресс с первого класса

Я долго работаю в школе. В целом дети не сильно меняются: в 1980-е, 1990-е, 2000-е у них были одинаковые эмоции и привычки. Но в моем детстве подростки меньше боялись поступления, не думали, будто от этого зависит вся жизнь. Из нашего класса с первого раза поступил в университет всего один человек. Были другие страхи, не связанные с учебой.

У современных детей уровень стресса повышается, как правило, накануне экзаменов или при переходе в другую школу. Но некоторые дети начинают испытывать стресс от школы с первого класса: на них влияет тревожность родителей, когда, например, дети попадают не к тому учителю, на которого рассчитывали взрослые.

Непоступление — это не конец света

Я твердо убеждена, что на детскую тревожность больше всего влияет обстановка в семье. Обычно ребенок переживает тогда, когда беспокоятся его родители: «Ой, ты не поступишь, плохо сдашь экзамены, не попадешь в профильный класс». Если у школьника спокойные отношения с близкими, он будет меньше беспокоиться — не важно, с какими ситуациями он сталкивается в школе и за ее пределами.

Родители и учителя бывают разные: кто-то пугает детей экзаменами, чтобы они лучше готовились (но это не работает), кто-то, наоборот, успокаивает.

Кто-то из родителей тревожится из-за мысли: «А что скажут люди, если мой ребенок не поступит в вуз?»

Стрессу и панике сильно способствуют переписки в родительских чатах. В итоге ученики видят ужас родителей и думают на экзаменах, если не уверены в своих силах: «Мать меня убьет».

Стресс снижает заинтересованность, ухудшает концентрацию, школьники страдают и выгорают. Кроме того, тревожные дети могут мешать учиться другим, мешать вести урок учителю.

Я и большинство моих коллег, даже директор, наоборот, говорим: «Конечно, перед экзаменами есть чего бояться. Но непоступление — это не конец света, не точка невозврата. Это этап жизни». Потому что когда родители и учителя «на чиле», спокойно ко всему относятся, учиться приятнее и даже самые сложные экзамены проходят хорошо. Взрослым нужно учиться абстрагироваться от собственных страхов и того, «что скажут другие».

Станешь призером Всероса — поступишь без экзаменов

Бывает и так, что родители особенно не интересуются учебой ребенка, а когда он переходит в 9-й или 11-й класс, резко «просыпаются» и начинают нагнетать обстановку. Вместо этого стоит с самого начала поддерживать ребенка в тонусе, доносить до него мысль, что учеба — часть его жизни, что ею нужно заниматься. Ни забивать на школу, ни убиваться из-за нее не нужно.

«Тонус» и «тревожность» — принципиально разные понятия. Тонус — это внешняя мотивация, которая помогает учиться, но не вызывает страха или недовольства собой.

То, как нужно поддерживать тонус, зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Кому-то помогают учиться соревнования, конкурсы, квесты, кому-то — шутки учителя, а кто-то, наоборот, на соревнованиях чувствует себя плохо или любит, чтобы на уроках все было серьезно.

Тем, кто уже замотивирован учиться, можно напомнить: «Станешь призером Всероса — поступишь без экзаменов». Кому-то достаточно уделить несколько минут, чтобы индивидуально объяснить непонятную вещь. А иногда в первую очередь нужно выяснить, почему ученик пришел в школу грустный или весь день не смотрит на учителя.

В трудные моменты ребенку просто не с кем поговорить

Чтобы помочь детям справиться с тревожностью, учитель должен с ними разговаривать. Часто в трудные моменты ребенку просто не с кем поговорить. Рядом с ним должен быть взрослый, которому он может доверять. Таким взрослым может быть педагог.

Беседа для снятия тревожности может быть как индивидуальной, так и для всего класса — для этого нужен четкий чек-лист тем для обсуждения. Например, если весь класс пугает неизвестность перед экзаменом, нужно спокойно объяснить, как он будет проходить, делая акцент на чисто технических деталях, — тогда градус беспокойства снижается.

Как правило, особенно хорошо получается найти общий язык со школьниками у молодых преподавателей — они недавно прошли через то, что сейчас волнует подростков, и могут их понять.

Если напрямую поговорить не получается, стоит узнать, что случилось с ребенком, у классного руководителя или у родителей — и при необходимости направить его к психологу.

Главное для учителей — не тревожиться самим и создавать спокойную, продуктивную атмосферу в классе. Тогда тревожных детей будет гораздо меньше.