Найти тему
Женщина с мышкой

5 кругов ада. Как мы купили квартиру у застройщика Эталон через ипотеку ВТБ

Оглавление

Я долго собиралась с мыслями, чтобы написать этот текст. С августа прошло уже так много времени, что в какие-то мгновения даже начало казаться, что ничего этого не было, либо, что всё это мне приснилось в ночном кошмаре. Но нет, вот один седой волос, вот – второй.

А ниже – пройденный нами путь. Я собрала его по крупицам для истории.

Как всё начиналось

Когда мы впервые приехали в ЖК «Летний сад», то сразу влюбились и поняли, что хотим жить именно здесь. Комплекс полностью сдался только в прошлом году, поэтому у застройщика «Эталон» ещё висели на официальном сайте две большие квартиры: двухкомнатная и трёхкомнатная. Мы их посмотрели в первый же день, а затем отправились на сайты объявлений, в надежде, что у собственников будут цены пониже и планировки поинтереснее. Увы и ах! Бетон предлагали за 20 млн, а квартиры с отделкой – от 24 млн, я лично звонила по объявлениям и просила торг, но все стояли на своём. Так мы снова вернулись к застройщику, тем более, он предложил нам скидку в 10% и субсидированную ставку по ипотеке в банке ВТБ на первый год.

15 августа мы забронировали понравившуюся квартиру и сразу же отправили пакет документов в банк ВТБ, а 17 августа узнали, что ипотека одобрена на 15 лет со ставкой 5,1% в первый год, а затем – 9,9%. Параллельно у нас шла сделка по продаже квартиры в «Тринити», поэтому я предупредила застройщика, что мы не сможем выйти на сделку в ближайшую неделю.

- Главное, успеть до 31 августа, потом скидка «сгорит». Мы пока начнём подготовку документов, - сказал мне их персональный менеджер.

29 августа стало понятно, что мы не успеваем. Я написала менеджеру, что наша сделка срывается. Без скидки мы не укладывались в бюджет, следовательно, не могли купить квартиру.

- Не волнуйтесь, мы зафиксировали стоимость квартиры. Как только ваша сделка завершится, сразу начнём оформлять нашу, - успокоил меня всё тот же менеджер. Я выдохнула с облегчением.

В итоге сделка по продаже квартиры состоялась 3 сентября, в тот же день я написала застройщику, что мы можем назначать дату нашей сделки. Однако, как оказалось, я была слишком наивна, и перед этим нам ещё нужно было очень многое сделать (и пережить!)

Часть первая. Перевод денег из Сбербанка в ВТБ

В тот же день, 3 сентября, застройщик попросил нас заказать отчёт об оценке квартиры, который нужен для банка, со словами, что это финальный документ и сразу же после его готовности весь пакет отправится в ВТБ и мы выйдем на сделку. 5 сентября оценщик приехал на квартиру. Позже меня осенило, что у нас нет ни счёта, ни карты ВТБ, а все деньги в Сбербанке.

Я зашла на их сайт, заполнила заявку на дебетовую карту, удивилась, что они теперь её доставляют курьером и выбрала ближайшую дату доставки – через два дня.

- А вдруг мы не успеем перевести деньги из банка в банк?

- Давай я схожу в ВТБ и на всякий случай ещё открою счёт.

Это был наш диалог с папой. После он пошёл в банк и открыл там на всякий случай счёт, потому что заказанную мной карту они не видели в системе. Так 6 сентября мы оказались в точке Б: пакет документов передан в ВТБ застройщиком, у нас на руках номер счёта, заказанная карта, которую ещё надо забрать у курьера и деньги в Сбербанке.

С номером счёта ВТБ папа пришёл в отделение Сбербанка в Щёлково. Диалог с кассиром:

- Нужно перевести деньги с этого счёта на этот.

- Извините, но счёт, на котором лежат деньги, открыт в Москве, мы в Подмосковье его не видим. Вы можете попробовать перевести деньги онлайн, но сумма большая, её заблокируют до выяснения обстоятельств.

Утром 7 сентября мы специально поехали в Москву к метро Курская, потому что именно там располагались рядом оба банка: ВТБ и Сбербанк, и туда же должен был приехать курьер с картой. Итак, она на руках, но спустя полчаса бесплодных попыток мы так и не смогли войти в приложение. Пошли в ВТБ. Диалог с менеджером:

- Я вижу ваш счёт, открытый в Щёлково. Карту тоже вижу, но она заблокирована. Вам нужно позвонить курьеру, чтобы он её активировал.

- У нас ипотечная сделка на носу, нужно срочно переводить деньги.

- К сожалению, я не могу вам помочь.

- Ладно, посмотрите ещё раз на счёт. Вы его видите? Он точно подойдёт для сделки?

- Да.

Спустя десять минут мы были уже в Сбербанке. Диалог с кассиром:

- Нужно перевести деньги с этого счёта на этот.

- Сколько?

- 10 млн рублей.

- Ваш паспорт и вашу карту Сбербанка, пожалуйста.

- У меня нет с собой карты, деньги на счету ведь. Вот он.

- К сожалению, нам нужна ваша карта, чтобы подтвердить вашу личность. Без неё система не пропустит. Можете сходить за ней? Вы далеко живёте?

- Мы из Щёлково приехали.

- Давайте я попробую, но ничего не обещаю.

Примерно 5 минут я ругалась вслух и молилась про себя, пока женщина что-то нажимала на клавиатуре и сверяла данные паспорта.

- Удивительно! Впервые на моей памяти всё получилось. С вас – 3 000 рублей (комиссия), деньги будут на счету в ВТБ в течение трёх рабочих дней, но по опыту – уже через несколько часов.

Так всё и случилось. Деньги пришли почти сразу. Мы выдохнули.

Часть вторая и третья. Как я стала ненавидеть страховую компанию СОГАЗ и ВТБ

Как только вопрос с переводом денег был улажен, я переключилась на следующую задачу – полисы страхования. Изначально говорили, что они обойдутся нам около 100 тысяч рублей, но мониторинг сайтов страховых компаний считал другие, более страшные, суммы.

- А у кого можно узнать про наши полисы страхования? – спросила я в очередной раз застройщика, который, передав пакет документов в банк на согласование, замер в ожидании.

- Мы посчитаем и вам сообщим.

8, 9, 10, 11 сентября – ничего.

Каждый день я начинала утро с сообщения застройщику:

- Добрый день! Есть ли какие-то новости?

- Объект у банка на согласовании, по страховке они скоро скажут. Не волнуйтесь, страховка за полчаса до начала сделки спокойно оформляется.

Однако я волновалась. И, как оказалось, не зря.

12 сентября банк наконец-то согласовал квартиру и с нами связалась страховая компания СОГАЗ. Они запросили все данные по ипотеке, которые, казалось бы, уже должен был передать им банк, и снова ушли считать. 13 сентября они вернулись… нет, не с ответом, а запросом на данные по созаёмщику и комментарием, что он тоже подлежит обязательному страхованию, согласно условиям банка. Тут я поняла, что застройщик не передал нам ВСЕ условия ВТБ и попросила менеджера страховой компании передать в банк, чтобы они с нами связались.

Банк написал... по почте. И тут снова глаза полезли на лоб:

- Почему у нас ставка на весь срок 9,9%? Нам обещали субсидированную на первый год – 5,1%.

- У нас нет такой информации. На вторичном рынке ставка одна – 9,9%.

Я снова позвонила застройщику. Сказала, что мы выбрали ВТБ только из-за этого, а теперь оказывается, что никакой субсидии нет. Застройщик уверил, что субсидия есть и они отправят в банк какой-то сертификат. К слову, его отправляли дважды или трижды, пока банк наконец-то признал, что да, у нас будет сниженная ставка на первый год – 5,1%. Выдохнули.

Хотя, нет. Со страховкой-то вопрос ещё был открыт.

Финальную сумму страховая компания СОГАЗ прислала только 14 сентября утром. Та-дам! 250 000 рублей. И комментарий: «По условиям банка вы должны страховать не только заёмщика, созаёмщика, квартиру, но и собственность». Что?!

Я снова написала в банк с просьбой прокомментировать всё это. Тишина. Написала застройщику. 15 сентября утром ВТБ всё ещё молчал. Я снова написала застройщику. Застройщик позвонил в банк и те сказали, что они с нами связывались, но мы не взяли трубку. При этом мы сутки сидели у телефонов, потому что всё ещё надеялись, что сделка вот-вот состоится.

Наконец-то написали:

- Да, вы должны оформить комплексное страхование, но если не можете, то мы разрешаем вам отказаться от страховки жизни с повышением ставки на 1%.

- Хорошо, повышайте ставку. И давайте уже выходить на сделку.

Я написала в страховую, чтобы они выставили нам новый счет только на страхование квартиры и титула, сообщила родителям, что сделка состоится сегодня, в день папиного юбилея. Мы отменили ресторан и все запланированные мероприятия, и сидели у компьютера в ожидании.

В 16 часов дня менеджер из ВТБ, задёрганный моими вопросами, предложил перенести сделку на завтра, потому что страховая так и молчала. Я не сдалась: «У нас три подписанта, мы будем 16 сентября в разных городах, сколько можно?». Она согласилась НАЧАТЬ подготовку документов на сегодня. То есть, готовых документов ещё и не было.

В 16:42 выяснилось, что наши электронные подписи не активны. Я написала застройщику, который выпускал подписи, он сказал, что всё в порядке, но банк утверждал, что нет. В 17:00 мне удалось объяснить менеджеру ВТБ, как они должны активировать подписи со своей стороны. Нет, это не я такая умная, это Эталон передал инструкцию для банка через меня.

В 17:16 документы загрузили, и мы наконец-то увидели кредитный договор. СОГАЗ всё ещё молчал.

В 17:42 менеджер ВТБ написала, что СОГАЗ прислал отказ. То есть, они предложили либо полное страхование, либо никакое. Сделка снова сорвалась, менеджер была в недоумении. Сказала, что это странно. Но нам от этого было не легче. Юбилей был испорчен, как и настроение.

Она пообещала связаться с другими страховыми компаниями и попросила меня также обзвонить их. Рабочий день 16 сентября я начала именно с этого. Однако все страховые отвечали одно и тоже: «На согласование страховки потребуется 2-3 рабочих дня, так как впереди выходные, то это займёт 5 дней». Мне хотелось биться головой о стол. Ожидание убивало.

В 17:16 ВТБ сообщил, что Альфа-страхование одобрило нам страховку. В ту же секунду я её оплатила. В 18:19, когда я ехала в корпоративном автобусе, пришло сообщение, что обновленные документы загружены, можно подписывать. Всё, ура! И снова рано.

В 18:30 я спускалась в метро, когда мне позвонил менеджер ВТБ

- У вас деньги не на том счету, надо перевести их на карту.

- Но вы же сами сказали, что счёт тот!

- Да, ещё вчера он нам подходил, а сегодня нет. У вас есть 20 минут до завершения рабочего дня, иначе мы не сможем завершить сделку.

Стоя на платформе, я позвонила папе: «Ты только не волнуйся, но деньги лежат не на том счету. Я сейчас помогу тебе их перевести». Папа очень переживал сделать что-то не так, всё же речь шла о миллионах рублей.

В 18:41 банк сообщил, что деньги заблокированы, у нас есть ипотека.

Радости уже не было, слишком долгий путь.

Но и это, оказывается, ещё был не конец.

Часть четвёртая. Ошибка Росреестра

- А разве мы не подписываем сразу же договор купли-продажи?

- Нет, сначала мы проверим все документы от банка ещё раз.

- И сколько это займёт по времени?

- Ориентировочно, до вторника.

Это был мой диалог с застройщиком в пятницу, 16 сентября. Я ехала в метро и думала о том, что теперь у нас есть ипотека, но всё ещё нет квартиры. Такое на моей памяти было впервые. В результате мы подписали договор купли-продажи 19 сентября, а в Росреестр он попал только 20. Сделка в электронном формате, поэтому мы рассчитывали на оперативность, однако Росреестр сначала прислал срок готовности документов до 27 сентября, потом сдвинул до 29.

Я нервничала ещё больше и ругалась с менеджером Эталона:

- Ничего страшного, по закону они могут оформлять документы до 14 дней.

- Вы говорили, что всё пройдет быстро!

- Я говорил, что на практике быстрее, но есть закон. Не переживайте, мы всё оперативно сделаем, как только пройдёт регистрация.

Каким-то чудом уведомление о регистрации пришло 21 сентября. Я тут же отправила сообщение застройщику, что сделка состоялась, мы готовы подписать акт-приёма передачи и получить ключи. Застройщик:

- Мы сегодня отправим документы в ВТБ, как только они переведут нам деньги, выдадим ключи.

21, 22 сентября – денег у Эталона нет. 23 сентября мне позвонил наш менеджер. Я взяла трубку с волнением, ожидая, что сегодня нас пригласят за ключами, а в ответ:

- Вы только не нервничайте, но ВТБ не перевёл деньги, потому что Росреестр допустил ошибку в одной цифре и получился неправильный номер договора купли-продажи. Мы отправили документы на исправление, это займёт ещё несколько дней.

Я билась головой о стол. Потом плакала на рабочем месте. Сил злиться уже не было. Исправленные документы пришли только 27 сентября, их снова передали в банк.

27, 28, 29, 30 сентября – ничего. 1 октября я снова написала застройщику, а папа пошёл в ВТБ. В итоге банк сказал, что застройщик не передал им документы, а застройщик – что документы в ВТБ.

Часть пятая. Как меня довёл застройщик Эталон

3 октября у меня сдали нервы. Я написала всем, что, если они не могут договориться, мы хотим расторгнуть сделку. В ответ лишь слова, что вот-вот всё решится. Деньги поступили на счёт Эталона только 4 октября. Менеджер сообщил, что передаёт нас в отдел заселения и его коллеги скоро с нами свяжутся. Спустя несколько часов позвонили:

- Добрый день! Звоним сообщить, что ваша ситуация у нас на контроле. Как только деньги переведут, мы сразу с вами свяжемся и заселим.

- Какие к чёрту деньги?!? Они же пришли!!!

Кажется, я орала на весь этаж. Девушка на другом конце провода пообещала разобраться и перезвонить. Спустя ещё несколько часов оказалось, что деньги поступили в компанию, но ещё не занесены в базу, поэтому отдел заселения их не видит и нужно снова ждать.

5 октября я снова написала застройщику гневное письмо:

- Деньги до вашей базы пешком идут?!

Спустя несколько часов перезвонили из отдела заселения и радостно сообщили, что деньги поступили, но передать нам квартиру они могут только 10 октября, потому что менеджер будет в нашем ЖК только в этот день, а нам же надо с ними подписать акт-приёма передачи.

- Вы издеваетесь!? То есть, как смотреть квартиру для покупки, то ваш менеджер может приехать на объект и в 6 часов вечера в воскресенье, а как передать купленную квартиру, так у него особый график!

Я орала. Нет, я ОРАЛА. У меня тряслись руки. Довести меня до такого состояния очень сложно, обычно я дипломатична и сдержанна, но Эталону удалось. В итоге девушка вдруг сообщила, что перезвонит моему папе и положила трубку. Через час позвонил папа и сказал, что теперь они звонят ему и диктуют те же самые условия, а мне они звонить отказываются.

- Они готовы передать нам квартиру завтра, если мы подпишем акт приёма-передачи у них в центральном офисе, не видя квартиры, а потом поедем в ЖК и заберём там ключи сами у УК.

-2

Я согласилась. Утром 6 октября мы наконец-то поехали в Эталон. Там нас встретили со словами: «К сожалению, мы не смогли подписать акт со своей стороны, давайте вы его сейчас подпишете, а мы уже потом. Как только это случится, сразу пришлём вам акт с курьером».

Снова согласились. Очень хотелось получить ключи. Вот и они!

-3

Спустя два дня из Эталона позвонил:

- Мы вам обещали передать акт с курьером, но курьеров нет. Вам придётся приехать самим.

- То есть, вы предлагаете мне снова ехать к вам на другой конец Москвы, потому что вы не можете выделить 500 рублей на курьера для клиента, который потратил на вас 20 млн рублей? Вот это сервис и клиентоориентированность.

- Ничем помочь не могу.

Сегодня на календаре 14 октября, акта у нас нет на руках до сих пор. Я пока оставила решение этого вопроса до лучших времён, потому что появились новые проблемы, и мы начали общение с другим отделом Эталона. Чем всё закончится, я обязательно расскажу, потому что все должны знать, что может быть, когда покупаешь квартиру с ремонтом от застройщика.

Итоги

  • У меня большой опыт покупки и продажи квартир, но впервые сделка проходила так долго и сложно. В какой-то момент подруга написала: «Такое ощущение, что на каждом этапе сделки тебе попались самые некомпетентные сотрудники», а потом: «Прости, но кроме нецензурных слов я больше не знаю, как комментировать происходящее».
  • Я поклялась себе, что больше никогда не буду брать ипотеку в ВТБ. До этого все сделки проходили через Сбербанк и, как бы я его не ругала, именно в плане ипотеки – это всё же лучшее. В ВТБ приходилось по любому вопросу писать и звонить, иначе дело не двигалось. Как будто бы я была не покупателем и клиентом, а посредником за зарплату.
  • Цифровизация – зло. Нас вынудили провести электронную сделку, иначе бы ставка по ипотеке была ещё выше. В итоге мы в глаза не видели ни одного менеджера (кроме последнего с актом). Любой вопрос решался через звонки и мессенджеры и мог тянуться несколько дней.
  • Застройщик много обещал, а по факту всё было только на словах. Когда я в конце концов хотела потребовать с них неустойку, оказалось, что договор составлен исключительно в их пользу. То есть, если бы мы со своей стороны затягивали сроки, то платили бы пени, а вот для них никаких штрафных санкций предусмотрено не было, несмотря на обязательство передать нам квартиру до 1 октября.

К сожалению, у всей этой истории есть продолжение….

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: А ты что, остаёшься в России?

Ипотека
1946 интересуются