Умар Алиев вошел в историю Северного Кавказа не только как фундаментальный ученый, но и как «движущая сила» прогрессивной письменности горцев
Деятельный карачаевец всю свою жизнь посвятил науке в самом широком ее значении. Аульский парень учился в то время, когда его ровесники отдавали предпочтение обычным юношеским развлечениям. Он десятками «поглощал» книги, тщательно подобранные преподавателями. Между тем, успевал помогать отцу на поле, пасти скот и кормить небогатую многодетную семью. Дагестанские, карачаевские, кабардинские и балкарские учебные заведения с похвальными грамотами, а потом и высшая школа, заложили фундамент ответственности, глубокомыслия и масштабности. Один из восьмерых детей, он обладал природным обаянием, поэтому всегда собирал вокруг себя людей, мог заинтересовать и увлечь. Борьба между необходимостью выживания и тягой к знаниям заставила Умара рано покинуть дом.
Что такое революция юноша узнал еще в 1914 году. Вместе с новыми знаниями, владением восточными языками, рос интерес к политике. Алиеву было чуть больше двадцати, когда он лично познакомился с Лениным. Встрече предшествовали впечатления от классики «Что делать?» и «К деревенской бедноте». Вскоре Алиев создал профсоюз мусульманских учителей. Квартира в кумыкском ауле превратилась в центр культурной и политической жизни. Здесь встречалась интеллигенция, велись беседы, рождались просветительские мысли.
Тридцатилетний Умар Алиев начал свою «историческую» деятельность с руководства Северо-Кавказским краевым отделением Центриздата в Ростове. Плюс ко всему – краевой музей горских народов; Национальный совет; НИИ истории, языка и литературы. Каждое направление требовало включенности и постоянного развития. Обеспечить горцев учебным материалом и различной литературой – от научно-политической до популярной, стало задачей номер один.
Параллельно с этой масштабной работой, курировался переход с арабского на латинский шрифт. Введение латинской графики во всех новых книгах стала принципиальной позицией всего коллектива Крайнациздата. Таким образом, карачаевец вошел в историю как создатель «Русско-карачаево-балкарского словаря», «Карачаево-балкарско-русского словаря», «Нового карачаевского букваря», нескольких учебников, среди которых «Карачаево-балкарская грамматика» и «В единении – сила». Помнит Умара Алиева и курортный Кисловодск, где в 20-х годах он активно боролся с вырубкой деревьев, сохраняя национальное достояние – парковую зону здравницы.
Став доктором наук, кавказский ученый поражал своих коллег неустанным трудолюбием. Дневная работа сменялась ночными рукописями. С освоением английского, Умару Алиеву сразу же пришла мысль написать новый труд уже на экономическую тему. Активную научную деятельность вытеснил сталинский режим. Интеллигенция попала под удар. Умар Алиев не стал исключением. В 1937 году ученый был арестован. Где произошел расстрел, доподлинно неизвестно - либо в Москве, либо в Ставрополе (Ворошиловске). Реабилитация последовала уже посмертно.
Семья Алиева гордилась не только своим главой. Жена Умара Джашуевича, Марьям, после учебы в главном московском медицинском институте страны, стала первой карачаевской женщиной-врачом. По ее стопам пошел и старший сын, который удостоился звания заслуженного врача-хирурга РСФСР. Как и всем, кто оставил след в культуре и науке, именем талантливого ученого-горца названы улицы в Карачаево-Черкесии и на Ставрополье, музеи, учебные заведения. О нем на тематических конференциях вспоминают молодые исследователи, которые так же отчаянно стремятся к постижению новых истин.
Валерия Поддаева