Найти тему

Засечная черта. Глава 1.

-Дррррн-дррррррррн, дрррррррр-н, дррррррррн – пронзительный и такой неестественный для ночной тишины звук ворвался в сон Аси. Она вскочила, и хлопая глазами, на ощупь добралась до окна. Неуловимый ночной гонщик, конечно же, уже уехал. Раскатистый звук его мотора удалялся, но еще долго был слышен в звенящем воздухе. Сердце бешено колотилось. Пробуждение происходило медленно и болезненно, и новоиспеченной студентке университета Александре Миропольцевой пришлось на несколько мучительных секунд снова стать трепещущей абитуриенткой, так беззаветно верящей в свою судьбу и удачу.

Непроснувшийся мозг беспощадно вырвал ее из августовской ночной прохлады и бросил в жаркий июльский день, в душный коридор у приемной комиссии, где обеспокоенные родители временами срывались на крик, а раскрасневшиеся от волнения абитуриенты, проговаривали вполголоса, как мантру, номера конкурсных групп при заполнении документов.

Машинально Ася прошептала буквенно-цифровой код очной бюджетной формы обучения факультета иностранных языков, специальность - английский язык: «КГ, тринадцать, ИА, О, сорок пять, восемнадцать, ОМ»

-На «ин яз» здесь подают? – спросила подошедшая высокая девушка, снимая огромные солнечные очки изящной ручкой с ярким маникюром.

-Здесь принимают на все факультеты – ответила Ася, поскольку больше из присутствующих никто не реагировал.

Впрочем, девицу ответ не очень интересовал. Она, брезгливо взглянув на Асю, направилась прямиком в кабинет приемной комиссии.

-А, Альбиночка, это ты, здравствуй, проходи, проходи – раздалось из-за двери.

Парень, который с кипой бумаг присел на пол рядом с заветной дверью к специалистам приемной комиссии, засмотрелся на длинные загорелые ноги, уверенно и торжественно шествующие мимо него. Ася никогда бы не решилась надеть такие короткие шорты, это страшно было и представить. Она испытывала неловкость даже в юбке по колено. Ее, Асины, ноги, хоть и стройные, но худые и бледные до синюшности были всегда спрятаны под джинсами или юбкой в пол.

Ася вздохнула и сжала в кулаки свои перепачканные чернилами руки с обломанными ногтями.

Есть 5 бюджетных мест, куда, по результатам ЕГЭ, пытаются попасть порядка 150 человек. Да еще кругом вот такие «Альбиночки», у которых все схвачено. Разве есть какие-нибудь шансы?

Касательно своей персоны - Ася не очень-то верила в успех поступления на факультет «избранных», каким здесь, в Коломне, считался «ин яз». Точнее, не верила совсем. В общем-то, и саму ее не сильно вдохновляла ее перспектива учиться в компании таких одинаково красивых девиц из правильных (богатых) семей, но с сомнительным уровнем знаний.

Но, что делать, если мамина мечта - выучить ее на факультете иностранных языков. О других вариантах мама даже и слышать не хотела. Она делала основную ставку на английский язык, считая его путевкой в лучшую жизнь для дочери. Обладая знанием иностранного языка, если повезет, Ася выйдет замуж за иностранца и уедет из России, а в худшем случае– всегда сможет подработать репетитором. Так рассуждала мама.

Ее можно понять - в середине 90-х, после развода с папой и смерти бабушки, мама осталась не у дел со своим музыкальным образованием, и с большим трудом, полностью переформатировав свою жизнь, выбралась из нищеты.

***

Асин мозг, наконец, проснулся, осознал реальность и, таки, заработал.

Она откинула створку окна побольше, и жадно вдыхая ночную свежесть, прислонилась лбом к стеклу. В свете подъездного фонаря кружила и трепетала мошкара. Как снежинки зимой.

Прямо на Асю смотрел огромный полумесяц, отражаясь в стеклах балконов соседнего дома. Словно смайлик-скобочка, месяц ободряюще шепнул ей: «Все позади!»

Присмотревшись, она увидела и несколько звезд, хотя в ярком свете фонаря их трудно разглядеть. На улице – ни души, только припаркованные машины с ритмично мигающими лампочками сигнализаций. Деревья уже почти доросли до их 6-го этажа, внизу практически ничего не видно из-за ветвистых крон.

Ася ловила момент, хотелось застыть в нем, ведь об этом времени она так мечтала на протяжении последних месяцев.

Сколько раз долгими ночами при свете тусклой настольной лампы, поднимая красные глаза, воспаленные от испарений едких чернил низкокачественных "решебников", отпечатанных в плохой типографии, и делая очередной глоток кажущегося ледяным кислого растворимого кофе, Ася утешала себя только одной мыслью:. «Наступит август, и, так или иначе, это все закончится.»

И вот он наступил. Позади экзамены, лихорадочное прорешевание бесконечных заданий, приступы неуверенности, сомнений, порой даже отчаяния, усугублявшиеся отношением некоторых учителей.

Английский Ася сдала легко, ведь язык она учила всю свою сознательную жизнь и к моменту поступления говорила по-английски совершенно свободно. Настолько, что даже думала порой на английском, и зачастую, выстраивая предложение на русском языке, ловила себя на мысли, что по-английски оно бы звучало лаконичнее. В школе на уроках иностранного, ее даже не спрашивали, а пожилая учительница, владеющая «мертвым» советским диалектом английского типа «Ху из он дьюти тудэй?», несмотря на негодование одноклассников, частенько оставляла ее проводить вместо себя урок, выходя «попить чаю» до звонка.

За несколько лет Ася сменила много преподавателей разных уровней и званий, занималась как в группах, так и индивидуально. В начале, имея в своем распоряжении скудные, многократно отксерокопированные учебники и несколько доставшихся в наследство от родителей словарей, Ася учила, зубрила, вникала, додумывала.

Позднее, конечно, ситуация изменилась, в ее жизни появились новаторские методики бесчисленных современных учебников английского, разбитых по уровням, книги в оригинале и пугающее разнообразие ярких пособий, содержащих интереснейшую страноведческую информацию, по которым можно было составить великолепные тематические рассказы. На книги и учебники английского мама никогда не жалела денег, даже, бывало, занимала. Пожилая преподавательница, у которой Ася занималась два последних года, гарантировать поступление на «ин яз», конечно, не могла, поэтому давала Асе единственное, чем обладала– знания.

98 баллов за ЕГЭ – вполне ожидаемый результат.

«Я поступила! Поступила!!!!» - Ася закрыла глаза и уже с победной улыбкой позволила себе мысленно вернуться в столь нелюбимую школу №2, их захолустного подмосковного городка Озеры.

***

-Миропольцева, ты собралась поступать на «ин яз»?! - историчка, Галина Юрьевна, от неожиданности всплеснула руками, - Денег–то хватит? - ее усмешка эхом разнеслась по классу. – Тебе бы, бомжихе, на одежку приличную накопить для начала, может хоть на содержание возьмут….

Галина Юрьевна, в своих лучших традициях дернула Асю к доске в тот момент, когда девушка загляделась в окно на огромный граффити в черно-белых тонах, посвященный тематике ВОВ: солдаты бегут в бой, их лица сосредоточены и уверенны, командир выкрикивает приказ, призывно подняв руку, а рядом горящие танки и, на переднем плане, воин в каске, прижимающий к губам нательный крестик…..

– На «ин яз» обществознание нужно, а ты и по истории-то лыка не вяжешь, даже на элементарный вопрос о ключевой битве, определившей ход великой отечественной войны не можешь ответить! Тебе кроме ПТУ ничего не светит.

Ася стояла у доски в выцветших джинсах и несуразной широченной клетчатой рубашке, готовая провалиться сквозь землю, инстинктивно закрывая глаза от слов, режущих по живому, и отчаянно коря себя за то, что опять расслабилась на уроке Галины Юрьевны и прослушала вопрос. «Ты же знала, что ей нельзя давать повода… и надеть нужно было синий свитер, а не эту дурацкую рубашку! Что ж, сама виновата, нужно выкручиваться…»

-Курская битва происходила с июля по август 1943…. – как можно более спокойно начала Ася, хотя голос подводил - срывался.

-Замолчи, Миропольцева! Это неуважение к учителю, ты не слушаешь вопрос! Я спрашивала о Сталинградской битве. Садись. Два. – Галина Юрьевна не скрывала своего торжества, а Ася облегченно плюхнулась на свой стул. План выполнен. Миропольцева унижена, двойка поставлена. Теперь до конца урока ей ничего не грозит. Чудайкин, бессменный сосед по парте, сочувствующе-понимающе скривился, косясь на Галину Юрьевну.

«Я же тебе подсказывал...» – прошептал он. «Я не слышала» - развела руками Ася.

Когда же Ася, помимо необходимого обществознания, решила сдавать еще и историю, и написала ее на 86 баллов, Галина Юрьевна была вне себя от негодования:

–Что, списать удалось, да, Миропольцева? Или папочка объявился, взятку дал? Или мамашка наторговала? Чем, интересно, наторговала-то?

Порой казалось, что история Асиной семьи была знакома Галине Юрьевне даже лучше, чем собственно история. Хорошо она знала, в том числе, и то, что о своем отце Ася ничего не слышала вот уже десять лет после развода родителей, и мама вынуждена торговать обувью на рынке, чтобы хоть что-то заработать.

В университете Галина Юрьевна училась с Асиным папой в одной группе и не смогла простить, что Игорь Миропольцев, лучший студент курса, гордость исторического факультета, увлекся кудрявой хохотушкой Наташкой с музыкально-литературного. Злорадство и обиды Галины вымещались теперь на Асе, волею судьбы оказавшейся в ее классе.

-Ну ничего, у тебя еще обществознание. Вот где твои истинные знания обнаружатся!

Обществознание Ася провалила. С треском. Не потому что не готовилась или ничего не знала, просто экзамен по обществознанию -это, своего рода, лотерея, успех во-многом зависит от темы эссе, которая попадется. Асиного везения хватило всего на 64 балла. Впрочем, может быть и не из-за везения, из-за того, что нарушила собственное правило – не писать эссе по цитатам из раздела правоведения и политологии. Но когда она увидела в своем задании высказывание «Закон не знает со­слов­ных пре­ступ­ле­ний, не знает раз­ли­чий по кругу лиц, в среде коих со­вер­ша­ет­ся его на­ру­ше­ние. Он ко всем равно строг и равно ми­ло­стив», просто не смогла удержаться, и вдохновенно проиллюстрировала свое эссе яркими примерами известных решений суда в пользу сильных мира сего, высказав смелое предположение, что вся эта правовая завеса – всего лишь иллюзия, а по факту, если нет денег и нет связей, то правды можно, разве что, на том свете добиться. Выражение из книги Оруэлла Скотный двор «Все животные равны, но некоторые более равны, чем другие» стало завершением ее сочинения.

Интересно, что скажет, Галина Юрьевна, узнав, куда она поступила…Тогда в начале июля, в томном гвалте коридора приемной комиссии, Ася, вопреки маминым запретам, выбрала еще одну конкурсную группу… 13-ИО-о-4518-ОМ, что означало - история и обществознание, очная форма обучения, общие места. Почему-то Ася решила, что стоит попробовать. На всякий случай.

***

-Что?!!!!!!! Какой исторический?!!!! ТЫ ЧТО ДЕЛАЕШЬ????? – мама, словно умалишённая, с вытаращенными глазами ходила по тесной кухне взад-вперед – Ты понимаешь, что свою жизнь загубишь?! Ты что забыла? Забыла, как мы жили? Где твой отец со своим историческим образованием?! Чего он достиг?! Тогда, в девяносто восьмом мы сложили обе учительские зарплаты и поняли, что даже сапоги тебе купить не сможем!!!!! Кому нужна эта история?!

- Мам, ну мы ведь не исключали такой исход….С «ин язом» везде такая ситуация. Нам не перебороть эту систему. А репетиторы и по истории и обществознанию нужны….

-А сколько их, этих репетиторов! Как собак нерезаных! А что будет через 20 лет вообще неизвестно! Когда я поступала на музлит – учителя музыки тоже были нужны!!! - на секунду мама сменила разгневанный тон на отчаявшийся – Все надежды рухнули, все напрасно…. – но потом снова воспряла: - Раз не будешь больше пытаться на «ин яз», значит, иди, работай!

-Мама, я учиться хочу, получить профессию!

-Профессию?! Профессию? Учитель истории – это, по-твоему, профессия?! Это вообще оторванная от реальности деятельность! Чем ты будешь заниматься? В музее прозябать? Или в школе за гроши? Или может быть в полумертвой библиотеке отсиживаться?

-Мама, ну почему сразу так? Есть же исследовательская деятельность...

-Какая исследовательская деятельность?! Сколько твой отец пытался расти и развиваться, писал статьи, участвовал в проектах, учил какие-то древние языки...Ради чего - все мечтал стать крупным историком! Здесь это невозможно, Ася!

-Мама, сейчас как раз время историков! Кто же, если не они могут улавливать тенденции развития общества, строить причинно-следственные связи, предугадывать различные явления основываясь на опыте прошлых лет? Нужно вылезать из этого забитого состояния, заявить о себе, развивать междисциплинарные связи! Ведь история это часть всего, любой дисциплины! Это же самое главное сейчас!

-Что ты себе навыдумывала?! - мама практически закрыла уши руками. - В этой стране не нужны ученые! Никакие! Лучше ты на рынке торговать будешь! Вот тебе и профессия!

-Пожалуйста, мама! Я уже подала документы, меня зачислили! – Асю трясло от возмущения, но потерять самообладание сейчас было бы непростительно. Она предвидела этот разговор и несколько дней старательно готовилась, вырисовывая каждую деталь его. Хотелось кричать: «Мама, я все решила!». Вслух же она сказала более веский аргумент,- В конце концов, это же бюджет, платить не надо!

-Еще бы не хватало! А есть ты что будешь? На моей шее до каких пор сидеть будешь?!

-Мне стипендию будут платить и возможно, я подработку найду, дай только срок, пару месяцев, пока пойму, что к чему….А пока – давай я на рынке вам буду помогать?

-Знай одно. – в голосе мамы зазвучал металл - Если ты собираешься учиться на историческом – уходи. Живи как хочешь. Я тебя содержать не буду. Мама резко встала, сунула ноги в сабо и вышла из квартиры, хлопнув дверью.

Ася грустно усмехнулась: к скандалам и громким заявлениям мамы она давно привыкла. Мама очень импульсивная. Сначала всегда так- шум, крики, битье посуды. Вспомнить только, как они с Вовкой ругаются. Сколько раз мама его выгоняла, ногами топала. Разрядка у нее такая. А проходит час-другой, и она успокаивается. И снова в семье мир и покой. На какое-то время.

***

Ася усиленно моргала и, историчка, и обществознание, и нелегкий разговор с мамой понеслись прочь от нее, удаляясь и оставаясь позади, словно в зеркале заднего вида.

Ася бросила взгляд на часы- «0:39». Надо спать, ведь завтра начинаются ее трудовые будни на рынке, она твердо обещала усиленно помогать маме и Вовке на рынке, это сейчас как нельзя кстати. Мама, конечно, до сих пор еще не смирилась, и разговаривала с ней сквозь зубы: «Разложишь новую обувь по размерам и ценники наклеишь на коробки. Стикеры вот здесь, в пакете. Мы с Вовкой вернемся завтра вечером. Справишься сама, в понедельник рынок негустой.» - буркнула она, уходя. Это уже хороший знак. Мама допустила ее к помощи на рынке. А значит, Ася права и, рано или поздно, здравый смысл восторжествует, и мама поймет, что учиться на историческом – не такой уж плохой вариант. Жаль только, что общежитие Асе не полагается.

Из-за ночного автолюбителя сон улетучился. Ася, тем не менее, вернулась в постель. Как хорошо и просторно на мамином диване – не то, что на старой кушетке.

В их квартире была сделана перепланировка – единственная комната была поделена на две части. В большой части с окном располагался двуспальный диван, стенка и телевизор. Здесь живут мама и Вова. А маленький закуток без окон, где с трудом уместилась скрипучая кушетка и стол с несколькими полками –Асино пристанище. Летом, когда мама и отчим предпочитали проводить время в дачном домике Вовки в близлежащем СНТ, Ася чувствовала себя королевой, имея возможность раскинуться на широком удобном диване.

Ночную тишину нарушил гудок поезда, следовавшего на юг по проходящей в нескольких километрах железнодорожной ветке. Сейчас, ночью, поезда, пассажирские и товарные, мчались один за другим с небольшим перерывом, создавая непрерывный гул. Удивительно, как хорошо разносятся звуки в летнюю ночь: ухо выделяет даже монотонный стук колес. Конечно, ведь днем, когда шумовой фон совсем другой – пение птиц, лай собак, крики и голоса людей, шум от автомобилей и другие бытовые звуки заглушают шум от движения составов. Из окна повеяло прохладой. Казалось, этот ветерок тоже создается поездом, мощным потоком его движения.

«Наверное, пассажирский,» -почему-то подумала Ася. «Люди едут. У каждого - свои обстоятельства: у кого-то радость, у кого-то горе, у кого-то просто работа... Наверняка многие еще не спят, ведь из Москвы они выехали часа два назад. Кто-то, наверное, смотрит в окно на проносящиеся мимо города и поселки и, глядя на наши темные окна, думает: «Хорошо им, спят дома».

Уже засыпая, Ася постаралась представить, какие обстоятельства, желания или возможности повлекут однажды и ее прочь из родного дома.

Продолжение здесь.