Найти тему
Тонкости туризма

5 самых загадочных ограблений в музеях

Оглавление

Прогуливаясь по залам Лувра, Третьяковки, галереи Уффици и других сокровищниц мира, посетители наверняка задумываются о том, насколько тщательно охраняют размещенные там экспонаты. И часто ошибаются, потому что история знает достаточно случаев, когда легендарные полотна похищали из музеев так легко, словно речь шла о яблоках в саду, а не о ценностях стоимостью в миллионы долларов.

Удивленные такой безалаберностью «Тонкости» откопали в архивах сразу пять ограблений крупнейших музеев — дерзких и местами загадочных.

1. Музей современного искусства, Франция

К этому парижскому ограблению, как считает полиция, был причастен... Спайдермэн. Но не американский герой комиксов, а сербский грабитель Вьеран Томич, якобы умеющий карабкаться по стенам как заправский Человек-паук. В 2010 г. он и его сообщники проникли в Музей современного искусства Парижа, предварительно отключив камеры и убедившись, что сигнализация не работает из-за ремонта. Грабители выбрали — с изрядным вкусом — по одному полотну Матисса, Брака, Модильяни, Пикассо и Леже — и скрылись с ними, не замеченные охраной.

Спустя год сербского Спайдермэна повязали, но картин не нашли.

Один из сообщников Томича признался, что якобы сжег шедевры — но правоохранители не склонны верить его словам, ведь полотна оценивались в сто миллионов евро.

Кто же по доброй воле сожжет такую кучу денег?

-2

2. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, США

Бостонский музей стал сценой для одного из самых безупречно исполненных ограблений 20 века. Разыграно все было как в бюджетном голливудском фильме: грабители приехали в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер под видом полицейских, в накладных усах и с фальшивыми удостоверениями.

Сообщили, что их вызвали по поводу беспорядков, потом связали охранников и всего за час вынесли 13 экспонатов.

Выбор грабителей назвали странным: они забрали не самое ценное, хотя в списке их «приобретений» все же значились полотна Рембрандта, Мане, Дега, Флинка. Картины и другие похищенные предметы искусства не найдены до сих пор.

А в музее так и висят пустые рамы, ожидая возвращения шедевров.

// Beyond My Ken
// Beyond My Ken

3. Эрмитаж, Россия

В этой истории неоднозначно все: начиная с того, кто был реальным заказчиком и исполнителем ограбления, и заканчивая предметом кражи. Специалисты до сих пор гадают, зачем нужно было похищать из Эрмитажа не самое известное в культурной среде полотно Жана-Леона Жерома «Бассейн в гареме», если в сокровищнице полно картин поинтереснее.

Говорят, дело провернул знаменитый вор Дядя Миша (настоящее имя — Моисей Поташинский), бывший когда-то сотрудником Эрмитажа и знавший все ходы в музее.

И позарился он на «Бассейн», во-первых, потому что его стоимость доходила до миллиона долларов, а во-вторых (или, наоборот, во-первых), потому что именно на это полотно нашелся ценитель со средствами.

Картину просто вырезали из рамы и вынесли из Эрмитажа в разгар обычного дня.

Сигнализация не сработала, подозрительных личностей в тот день никто не заметил. Вернулось полотно на место при не менее странных обстоятельствах: его просто передали сложенным вчетверо, как старую газету, через представителей российской компартии.

Каникулы престолов: где обычно отдыхает британская королевская семья?
-4

4. Музей Боде, Германия

Вынести почти невесомые картины из музея — дело, как видно, не такое уж сложное. Но, оказывается, так же запросто можно похитить экспонат более увесистый. Например, монету «Большой кленовый лист» весом в 100 кг. Ее вынесли — а возможно, отчасти даже укатили — из немецкого Музея Боде четыре сообщника. В арсенале у них были лестница, по которой они влезли в окно, топор, которым было разбито пуленепробиваемое стекло (как?!), тележка, на которой экспонат увезли из музея, и феерическая наглость, с которой преступники провернули дело.

Фемида настигла правонарушителей, но сокровище вернуть не удалось. По официальной версии, золотую монету диаметром 50 см переплавили и толкнули на черном рынке.
-5

Что еще почитать по теме

-6

5. Музей Мохаммеда Махмуда Халиля, Египет

Во дворце Мохаммеда Махмуда Халиля в Каире хранятся полотна общей стоимостью свыше миллиарда евро. Но таинственного преступника в 2010 г. привлекло только одно из них — «Маки» Винсента Ван Гога, его, кстати, уже похищали в 1978 г.

Странность преступления 21 века заключается в том, что обвинить оказалось особо некого: за тот промежуток времени, в который пропала картина, в музее побывало всего с десяток человек.

Подозрение пало на парочку итальянцев, но доказать их вину не удалось.

И где ныне цветут «Маки» Ван Гога, неизвестно. Как и в ряде других случаев, музей подвела сигнализация: она была подведена к полотнам, но не работала. Вероятно, преступники об этом знали.

Вам бы хотелось дома иметь дорогое полотно известного художника?