Найти тему
Мир Зари

"Звездные рейнджеры" или "Тяжело в учении - легко в бою"

Отойдём от братьев Стругацких и поговорим о Хайнлайне. Да-да, будем разбирать любимую нами книгу «Звездные рейнджеры», она же «Звёздный десант».
Начинается книга с эпиграфа:

«"А ну, вперёд, обезьяны! Или вечной жизни захотелось?!" Неизвестный взводный, 1918»


На самом деле автор высказывания вполне известный. Эти слова принадлежат сержанту Дену Дейли, который в июне 1918 года под шквальным огнём повёл свой взвод прямо за позиции врага. Битву американцы выиграли, и это стало их первой крупной победой в Первой мировой войне. Слова сержанта увековечены в национальном музее штата Вирджинии. И если быть точными, то фраза звучала несколько иначе:
«Вперёд, сукины дети! Вы что, хотите жить вечно?»

Впрочем, сам Дейли утверждал, что сказал иначе: «Вперёд, ради Христа, ведь вы хотите жить вечно?» Согласитесь – фразы с совершенно разным смыслом. Хайнлайн взял тот вариант, который больше подходит к его книге, и который стал классикой наряду с бессмертным «Делай, что должно – и будь, что будет»…

Но что мы всё об эпиграфе? Собственно повествование начинается с описания того, как Рик дрожит перед выбросом. Нормальное состояние. Авторы канала его знают, иногда случается перед соревнованиями или важными событиями. Но говорить будем сегодня не о психологии.

«Тут я ничего не скажу – в жизни не был призовым рысаком, откуда ж мне знать? Однако перед броском всякий раз трясет, будто последнего салажонка. За полчаса до броска нас выстроили в «предбаннике», и командир взвода, сержант Джелал, приступил к осмотру. На самом деле Джелал вовсе не был командиром взвода – просто взводным сержантом. Однако наш лейтенант Расжак из последнего броска не вернулся, и Джелал, как старший по званию, на время его заменил. Джелал наполовину финн, наполовину турок с Искандера (Проксима) и больше всего похож на писаря-недомерка. Но это – только с виду; я однажды сам наблюдал, как он разделался с двумя парнями, которые разбушевались ни с того ни с сего. Джелли до голов-то их едва мог дотянуться, но уж когда дотянулся… Лбы их друг о друга щелкнули звонче спелых кокосов! А сержант еще успел на шаг отступить, прежде чем парни долетели до пола»…


Взводный сержант… Хайнлайн морской офицер, закончил академию в Аннаполисе, причем из более чем двухсот курсантов был пятым в рейтинге, и только дисциплинарный залёт опустил его на двадцатое место. В ходе дальнейшей службы он дослужился до лейтенанта, но заболел туберкулезом и в результате был признан не годным к службе. Кстати, именно тогда Хайнлайн изобрел водный матрас. Увы, запатентовать он его не смог, но это его изобретение.

К чему мы это? К тому, что сержант в «Звёздном десанте» (читай – в армии США) это не совсем то, к чему мы привыкли. После года или двух лет службы из солдат отбираются лидеры. Совет сержантов рассматривает их кандидатуры, и избранных отправляет на обучение. Через полгода те, кто прошёл обучение, возвращаются в часть и становятся взводными сержантами. И только через три – четыре года совет сержантов батальона решает, кого из взводных снова направить на учёбу, которая будет длиться еще восемь месяцев. В итоге сержант возвращается уже ротным сержантом.

В основном документе сержантского корпуса – «Кредо сержанта» – дословно записано:

«Я сержант – лидер солдат. Как сержант, я понимаю, что являюсь членом корпуса, именуемым "Становым хребтом армии". Я сделаю всё, чтобы офицеры моей части имели максимум времени для выполнения своих офицерских обязанностей. Офицеры не должны брать на себя выполнение моих обязанностей».

Сержант полностью отвечает за солдат своего взвода – за обучение, настроение, дисциплину и так далее. К слову, норматив чтения для взводного сержанта – 800 слов в минуту. Чтец считается хорошим, если читает 600 слов в минуту. Образование сержанта не ниже колледжа, то есть бакалавриата.

После всего сказанного понятно, почему Рико так тепло говорит о своём взводном сержанте: ведь тот – и папа, и мама своему взводу.
А вообще очень интересно смотреть на то, как армию описывают Хайнлайн и Гаррисон. Первый из военной семьи, сам был офицером, а братья сделали весьма успешную карьеру в армии, один даже дослужился до генерал-майора. Второй был сержантом, служил с 1943 по 1946 и армию люто ненавидел. И в их книгах очень хорошо видно, что один армию любил, а второй – на дух не переносил.

И если пока всё более-менее понятно, то дальше мы сталкиваемся с тем, что понять достаточно сложно. Нет, даже не понять, а принять:

«– Запомните! Каждый из вас, обезьян, и все вы вместе – влетели Федерации в копеечку! Оружие, скафандр, боезапас, прочая экипировка, обучение, жратва – словом, всё, что вам стравили, потянет больше полумиллиона! Да ещё сами потянете на тридцать центов – вполне приличная сумма выйдет»…

Все мы смотрели фильмы про американскую армию, и о том, что сержанты постоянно оскорбляют рядовых, знаем. Более того, авторам канала – правда, из непроверенных источников, – известно, что сержантов специально учат третировать солдат во время обучения. Ведь служба в армии США – это не срочная служба, это работа. Причем желательно на всю жизнь, поэтому тех, кто оскорбляется, не выдерживает, не способен принять жесткую дисциплину выкидывают, причём без сожалений. Но почему в боевой обстановке сержант продолжает вести ту же линию? По сути дела он продолжает вдалбливать бойцам то же самое: вы – ничто, ваша жизнь ничего не стоит, вы не нужны Федерации, ваше снаряжение гораздо более ценное. Забегая вперёд, скажем – бойцов МП учат сражаться и без снаряжения. Для чего? Нет, для чего их учат – понятно, а для чего им сражаться? Ведь они знают – они расходный материал, их жизнь стоит несколько центов. Мы ещё коснемся этого момента, как и момента противопоставления мобильной пехоты и Федерации. А пока дальше:

«Сержант поглядел на меня:
– Если сделаете всё как надо – в чем я сильно сомневаюсь, – то фланги сомкнутся как раз к отбою, и можете сваливать. Вопросы?»

У нас есть. Мы правильно понимаем, что сержант сомневается в своих людях и доводит это до их сведения? Нет, мы понимаем – любое сложное дело редко идёт по чётко проложенному плану, тем более если речь заходит о боевых действиях. Ну, так бы и сказал: «Если всё пойдет по плану – в чём я сильно сомневаюсь…» Так ведь нет: «Если (вы) сделаете всё как надо…» Иными словами, сержант сомневается, что его люди, за обучение которых он отвечает, способны выполнять поставленные задачи. Интересное кино получается…

Один из нас помнит, как заступал в первый серьезный караул. Пост был вдали от части, объект находился рядом с городской свалкой. За год до этого на караул напали с целью завладения оружием, это было самое начало 90-х. Поскольку пост был чисто формальным, до того случая в караул даже боевых патронов не давали. Но после нападения всё стало по-взрослому, ибо в то время ценность человеческой жизни была многократно ниже ценности автомата Калашникова. Так вот, никаких оскорблений или пренебрежения не было, сержант снарядил, проверил, проговорил всё по сто раз и, пожелав удачи, отправил на объект.

«"Дикобразы Расжака" должны быть, как всегда, на высоте. Перед смертью лейтенант просил меня передать вам, обезьяны, что и на небесах не спустит с вас глаз ни на минуту… и надеется, что вы сможете покрыть славой свои имена!»


Хм… А как быть со сказанным ранее:

«Зарубите себе на носу: мне тут героев не надо. Лейтенанту – тоже»?

Странно. То одно, то другое. То не быть героем, то наоборот, покрыть славой свои имена.
И в завершение несколько заклепок:

«После отстрела всегда становится легче. До того сидишь в полной темноте, против перегрузок перебинтованный, как мумия, – тут и дышать-то трудно. Но в капсуле – азот, и шлема снимать нельзя, даже если б ты и мог его снять. Да и капсула всё равно уже в «стволе»… В общем, если по кораблю попадут до того, как отстрелят твою капсулу, ты так и сдохнешь от удушья, не в силах пошевельнуться. От этого-то ожидания в темноте, наверное, и трясет – как подумаешь иногда: а вдруг ты остался один?! Корабль с развороченным корпусом несется по орбите на манер «летучего голландца», и скоро ты, не способный даже шевельнуться, начнешь задыхаться… А может, корабль сошел с орбиты; тогда найдешь свои два квадратных метра внизу – если не сгоришь по дороге.
Тут корабль начал торможение, дрожь отпустила. По меньшей мере восемь «же», если не все десять…»

Итак, десантники занимают места в капсулах до торможения. Интересно. Знаете, что нас смущает? А есть ли противоперегрузочные системы в капсулах? Как они ориентированы? Ведь одно дело, когда 8 g давит вам под 45 градусов в грудь, а другое – когда в бок или на голову. Причем капсула уже в стволе, то есть либо её ориентируют, чтобы правильно переносить перегрузки, либо… либо они давят на человека как попало. Скорее второе, ведь для того, чтобы сориентировать 50 стартовых стволов, надо много свободного места, с которым на космических кораблях проблема. Да и в тексте сказано:

«Здорово похоже, только стволы больше смахивают на туннели, вмонтированные в космический корабль, а каждый патрон – это капсула, в которой кое-как помещается пехотинец с полной выкладкой».

Ну, и еще одна заклепка, сразу две цитаты:

«– Носовые… Пуск!
Последовали два толчка – вниз пошли Джелли и помкомвзвода, – и тут же:
– Левый и правый борт… Пуск!
….
КЛАНГ! Теперь моя очередь, я уже в камере отстрела. УАМММММ! Последовал взрыв, рядом с которым маневр торможения в исполнении капитана Деладрие – детские игрушки…
А потом – ничего.
Вообще ничего. Ни звука, ни тяжести, ни перегрузок. Полёт в полной тишине; свободное падение миль, похоже, на тридцать»…

Ну, хорошо… Допустим, с правого борта их отстрелили на планету, а с левого и носа куда? Или их отстреливают с днища? Тогда при чем здесь нос и борта? Мы не зря привели вторую цитату, у капсулы нет двигателей, её выстреливают в сторону планеты, в конкретную точку. То есть она не может корректировать свою траекторию. И в свете этого отстрел капсул бортами и носом выглядит странно.

Всё. Для начала хватит.

На этот раз мы дадим ссылки на наши книги. Искренне надеемся, что читать их интересно. Над продолжением работаем и есть надежда, что скоро закончим. Что ж, продолжение будет, а пока обещанные ссылки: Наши книги: на ЛитРес в текстовом и аудио исполнении, книги в лабиринте (бумага). И напоминаем, что наши книги можно приобрести у авторов, послав личное сообщение через дзен или группу в ВК (будет дешевле, чем в "Лабиринте"). Скоро наши аудиокниги можно будет найти и на другом сайте. Как только всё будет готово, дадим ссылку.