"Бодрствуя, мы идём сквозь сон — сами лишь призраки ушедших времён" Франц КАФКА
А не соскучились ли вы по французскому экспериментатору Тьерри ЗАБОЙЦЕФФ?
Те, кто ждал чего-то новенького - радуйтесь, оно таки есть! Ну а те, кто принял Тьерри в штыки - тоже радуйтесь, ибо это третий обзор из ТРИЛОГИИ. И как вы уже догадались, у меня снова в гостях наш пензенский автор Вадим СОСЕДКО, с работами которого я вас уже недавно знакомила:
Прошу маэстро выйти из тени!
Одноальбомный проект 2019-го года авантроковой величины Тьерри ЗАБОЙЦЕФФ, который, несмотря на уже длительное сольное плавание в музыкальном мире, всегда будет ассоциироваться с Art Zoyd, несомненно, как и остальные его работы, заслуживает не одноразового погружения. Музыка столь необычна, разнообразна, контрастна, что стилистически даже не буду пытаться определить на какую-либо полку.
Конечно, от музыканта такой величины вряд ли можно было ожидать чего-нибудь простенького-он остался верен себе: нагромождение, сплетение, неожиданные ритмические, мелодические и тембровые разрывы невольно создают общую картину индустриального апокалипсиса, постепенно складывающуюся из контрастных пазлов-пьес, ибо его пение не могу назвать вокалом - это лишь ещё один инструмент.
"ПЕРВОБЫТНЫЙ ВОЗДУХ" - именно таково его название, и оно полностью отражает искания, что вылились в необычных созвучиях, раздробленных многочисленными неожиданными паузами. Да и обложка альбома напоминает о национальных африканских масках. Но не спешите сразу же ставить его на этническую стилевую полку.
Прямых заимствований и даже интонационных отсылок вы вряд ли услышите. Идея, заложенная в этой музыке, гораздо интересней и сложнее: это синтез первобытных ритмов с авангардным видением современного мира, заключённым в звуковую оболочку современного РИО. Без Cecile THEVENOT и Nadia RATSIMANDRESY, двумя прекрасными, и не только внешне, клавишницами, вряд ли бы альбом получился столь плотным по гармоническому и контрапунктному заполнению.
Две эти дамы - профессионалы самого высокого уровня. Обе не единожды и выступали и записывались с Art Zoyd уже в 21 веке. Если Cecile Thevenot играет на уже ставших привычными нам клавишных, хотя и в непривычном для рок-сцены нотно-партитурном варианте, то про инструмент Nadia Ratsimandresy, а она профессор в консерватории Парижа, надо сказать особо.
Это волны МАРТЕНО (ondes Martenot) – изобретение французского музыканта и радиоинженера Мориса МАРТЕНО (1928), в котором звук, генерирующийся электросхемами, может изменять высоту и громкость как при помощи обычной клавиатуры и регуляторов, так и совершенно диковинным образом – при помощи специального кольца. Надевая его на палец правой руки и пронося её над клавиатурой, можно добиваться «поющего» глиссандо и всевозможных космических звуков; а можно создавать вибрирующие тоны определённой высоты. Волны Мартено похожи на более привычный нам терменвокс (изобретение российского физика Льва ТЕРМЕНА), который активно использовался Джимми ПЭЙДЖЕМ, но сложнее в устройстве.
Как и ранее, это произведение, а именно так серьёзно мне его и хочется назвать, исполнялось вживую. Премьера была в Зальцбурге, столь любимом Тьерри. Видео этого концерта просто завораживает!
Выпущенный следом альбом, который и стал отправной точкой для этого экскурса, конечно, отличен от сценической версии. И я бы рекомендовал его слушать именно после просмотра концерта. Думаю, что внимательный и искушенный меломан найдёт немало отличий и различий в образно- векторном акцентировании. Сам же альбом создаёт не менее сильное эмоциональное воздействие
Альбом, на первый взгляд довольно хаотичный, имеет чётко выраженные три магнетические тоники: ,,Enday! Endesi!", ,,Aria Primitiva" и ,,Mais Ouves Done Cette Porte", которые обрамлены остальными контрастными пьесами. Лишь рок-хит "Helden", кавер вещи Брайана ИНО и Дэвида БОУИ из альбома "Heroes", которую Тьерри ЗАБОЙЦЕФФ весьма выразительно в своём мрачном духе поёт по-немецки (в оригинале песня двуязычная), словно выпадает из этого ряда.
Не хочется по прослушивании делать какие-то выводы и определять его на конкретную стилевую полку. Хочется положить его рядом, чтобы вскоре к нему опять вернуться. Да и вообще периодически просто необходимо возвращаться к музыке РИО-гуру Тьерри ЗАБОЙЦЕФФ, дабы извилины в голове очищать от вездесущей надоедливой попсы.
Ну и на десерт отдельной строкой HELDEN от Брайана ИНО и Дэвида БОУИ
А на сегодня всё-ё! Засим пока!😉
Не могли надышаться Вадим Соседко и Мэри М