Найти в Дзене
Искры

Константин Гайдай — вспышки во времени

Оглавление

Сейчас в его шляпке дефилирует в популярном видео Рената Литвинова. White Trash Issue считает его «национальной звездой». «Афиша» называет его в дюжине самых свежих, успешных и современных дизайнеров страны, GQ включает в Тop-10 самых стильных российских мужчин, Fashion TV признаёт Константина самым модным в стране дизайнером головных уборов.

Константин Гайдай. Фотография предоставлена героем интервью
Константин Гайдай. Фотография предоставлена героем интервью

Я давно собирался узнать у него всю правду об успехе и красоте, но ограничивался вспышками во времени — краткими блицами. А тут собрался с мыслями, предъявил всё, что накопилось, и добавил нового.

Блиц № 1 2001

Художник Константин Гайдай «давал прикурить» ещё в юности. Его перформансы в родном Новосибирске трудно забыть. Двадцать лет назад Костя представил в арт-галерее «Чёрная вдова» социально-культурный проект «По смертные по желания» (именно так правильно указывалось в афишах название — дальнозоркий Гайдай предположил, что отброшенная вон приставка может внести дополнительный смысл в концепцию проекта).

Принимались любые документы прощания — фотографии, живопись, коллажи и даже стоп-кадры из видео. По сути, ограничивался только формат — 10 на 15 см. Гайдай тогда пояснял мне:

— Идея этой выставки родилась случайно. В семейном альбоме я нашёл потрясающий снимок: похороны, над гробом рыдают родственники, не видя ничего вокруг.

И только маленький мальчик с наивными чистыми глазами внимательно смотрит в объектив фотографа — он ещё не понимает, почему плачут люди, и не знает, что это участь каждого. Как выяснилось, в гробу лежит мой дед, а этот наивный ребёнок — я.

Так мне в голову пришла идея, что утешить родственников умершего можно не устными соболезнованиями, на которые слов почему-то обычно не хватает, а каким-то визуальным, более экспрессивным эффектом. Эту фотографию я назвал «Все мы там будем» и представил как вариант утешительной открытки. Почему-то для многих людей тема смерти является чуть ли не запретной. На похоронах стыдливо прячут глаза, тихо перешёптываются. Естественным выходом из положения и могла бы послужить открытка: красивая, яркая, выразительная.

Проект тогда получил бодрое развитие в метафорическом направлении. Говорили о смерти любви, ненависти, морали, страха. К примеру, что такое унисекс? Смерть полов.

Блиц № 2 — 2002

Прощай, Сибирь. На год — в монастырь. Во Францию. От суеты.

Блиц № 3 2004

На Russian Fashion Week Гайдай поразил всех коллекцией шляп. Внимание прессы, ревность столичных модельеров. Мода на вчерашнего новосибирца активирована.

Блиц № 4 — 2005

Гайдаю всегда нравились полярные вещи. И провокация. Грязь и ржавчина — да! Правильно огранённые бриллианты — нет! Первый показ авторской коллекции одежды — сплошной шок-контент. Модели словно побитые: в бинтах, с капельницами и в инвалидных креслах. Гайдай говорил после открытия:

— Вспомним 1990-е годы, стиль гранж и шубы Fendi, которые тогда выглядели так, будто прошли через войну. Их резали, красили и жгли, чтобы достичь подобного эффекта, а стоили они сумасшедших денег. Мне же нравится другое: сделать шубу пусть из кролика, но чтобы выглядела она на миллион долларов, или взять половую тряпку и оторочить её соболем.

Блиц № 5 — 2008

Настроение весной-летом кризисного года было феерическим. Всем казалось, что мы уже в раю. Наш герой презентует изящные шляпки и платья под маркой Konstantin Gayday. Над головой перья. Тела моделей обнимают наряды с разводами в глубокой сине-зелёной гамме.

Блиц № 6 — 2010

На парижской Неделе моды Konstantin Gayday представил свою капсульную коллекцию в павильоне Luxury and High End Designers. Шик, каким он и должен быть from Siberia with love: лисьи, норковые и каракулевые меховые жакеты, сумки из кожи питона, ягнёнка и, конечно, павловопосадские платки. Плюс ювелирная коллекция. А в ней — традиционный микс несовместимого: чёрное дерево, кости и полудрагоценные камни.

Блиц № 7 — наше время

— Костя, такая узкая специализация — дизайнер головных уборов — это гарантия особого места в истории?

— Однозначно ДА! В случае если ты лучший. Именно с такой установкой я решил делать головные уборы, будучи жителем Новосибирска.

— Купола, кокошники, shapkas и прочий рашн-стайл теперь не в таком почёте за границей, как раньше? Как Россия и русские модельеры сейчас связывают себя с миром, насколько широк внутренний рынок?

— Из-за санкций внутренний рынок будет только развиваться.

С одной стороны, очень-очень плохо, что мы отрезаны от мирового рынка. С другой стороны, это заставляет и дизайнеров шевелиться, и потребителей наконец-то обратить внимание на отечественные бренды, включая молодые дарования.

Теперь отношение байеров больших магазинов не такое снобское, как раньше: из-за невозможности закупать западные бренды им приходится закупать русские.

— У тебя полный для модельера набор красивых наград — от «Золотого веретена» до «Модельера года». Какие амбиции движут вперёд?

— Я не забываю, что с каждым годом новое поколение наступает на пятки, поэтому нужно быть в тонусе, оставаться актуальным, лучшим в своей области.

— Новосибирский арт-рынок регулярно поставляет в столицу ярких художников, взять хоть тебя, хоть Маяну Насыбуллову, хоть арт-группу «Синие носы». Чувствуешь ли ты принадлежность к «сибирской грибнице», существует ли сибирская арт-школа и особый узнаваемый здешний стиль?

— Ну если нас, красивых и талантливых, так много, значит, грибница существует. Про стиль сказать сложно. Хотя если брать за основу моё поколение, включая группу «Синие носы» (я ведь присутствовал как раз в тот самый момент, когда они вообще появились, те самые синие крышки от пятилитровок чистой воды), то нас отличают определённый эпатаж, экстрим, юмор и злободневность.

— Как бы ты аттестовал нынешние модные тенденции — у России свой путь или мы по-прежнему следуем мировым трендам? Какие они, кстати?

— У нас свой путь априори. Индустрии моды нет, фабрики не производят ткани и шьют крайне плохо. Я очень надеюсь, что, может быть, в связи с политическими ограничениями правительство наконец-то обратит внимание на то, что лёгкую промышленность нужно начать восстанавливать.

— Твои работы вошли в собрание Государственного исторического музея и Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Какие?

— В основную коллекцию исторического музея, в отдел стекла и фарфора, вошли бокалы из хрусталя. Это был совместный проект со знаменитой мануфактурой MOSER. Уникальность в том, что впервые за 150 лет существования мануфактуры иностранный дизайнер, в данном случае из России, был привлечён для разработки коллекции.

Это четыре бокала для шампанского, чаши которых повторяют декор куполов Храма Василия Блаженного. Все бокалы выполнены вручную.

В коллекцию ДПИ вошли несколько головных уборов. Кокошники a la russe из коллекции 2016 года, которые я презентовал в стенах резиденции посла Великобритании. Кстати, совсем недавно, весной, они приезжали в Новосибирск и экспонировались в Краеведческом музее.

— Что в самой свежей копилке у Гайдая — какие проекты/коллекции/идеи?

— Я продолжаю делать головные уборы под заказ для частных клиентов или для театра и кино. Сейчас сосредоточен на ювелирной линии своего бренда и параллельно разрабатываю коллекции одежды для других брендов.

Фотография предоставлена Константином Гайдаем
Фотография предоставлена Константином Гайдаем

От себя добавим, что этой осенью кинорежиссёр Василий Бархатов выпускает новый драматический восьмисерийный сериал «С нуля». Тут вам и дружба, и любовь, и ревность, и «золотые нулевые», и Константин Гайдай. Его задачей было сформировать образ то ли шаманов, то ли языческих богов, то ли колдунов вуду, которых главная героиня видит в изменённом состоянии сознания. В ход пошли традиционные головные уборы и маски шаманов Якутии, стран Океании, индейцев, натуральный мех, перья, кожа кобры и, конечно, стразы и пайетки.

Ждите премьеру, любите Гайдая.

Антон Веселов

Читайте больше статей на сайте iskry.life.