Ребенок, поступающий в первый класс, умеет, как правило, считать до 10 в прямом и обратном порядке, знает состав чисел, правильно их записывает, сравнивает и находит, где «больше» или «меньше».
Чтобы успешно освоить программный материал по математике, необходимо развивать математическое мышление: видеть несколько решений задачи, составлять и решать обратные задачи, устанавливать закономерности и логические связи.
Читайте дальше, и вы узнаете, как играть с геометрическими фигурами и одновременно развивать математическое мышление у дошкольников.
Сразу скажу, что игра «Засели домик» средней сложности и требует небольшой предварительной подготовки со стороны взрослого. Но когда ребенок осваивает алгоритм действий, он с удовольствием в нее играет. Многовариантность игры позволяет не натаскивать детей на выполнение задания, а развивать мозг.
Предварительная работа: возьмите лист бумаги и нарисуйте домик. Если рисовать на листе в клетку, получится быстрее. Я потратила для зарисовки трех домиков 5 минут.
Важно: на одном листе – один домик, одно занятие – один домик.
Заселите геометрическими фигурами этажи так, как показано на моем рисунке, и предложите ребенку поиграть. Начинайте с домика, у которого красная крыша, потом с голубой крышей и самым последним дайте домик с зеленой крышей.
Фигуры можно рисовать простым карандашом. Это ускорит выполнение задания.
Если ребенка черно-белый вариант не вдохновил, раскрасьте геометрические фигуры цветными карандашами. Или предложите ему цветной вариант на следующий день, чтобы посмотреть, что он уже усвоил.
Покажите дошкольнику домик, рассмотрите его вместе. Выясните, сколько в домике этажей, какие геометрические фигуры в нем уже живут, на каком этаже и в какой последовательности, работая слева направо, сверху вниз. Обязательно акцентируйте внимание детей на том, что работать следует строго по строчкам, по этажам.
Задание для ребенка: размести фигуры в домике так, чтобы на каждом этаже они находились в разном порядке.
В домике с красной крышей есть подсказка, как действовать.
Показано, что для того, чтобы разместить геометрические фигуры на каждом этаже в разной последовательности, необходимо сначала оставить круг на своем месте, а две другие фигуры: треугольник и прямоугольник – поменять местами.
Далее на первое место встает треугольник, соответственно круг и прямоугольник размещаем так, как хочется.
На следующей строчке снова первым стоит треугольник, значит, круг и прямоугольник меняем местами.
Осталось две строки. Первым стоит прямоугольник. За ним располагаем круг и треугольник в любой последовательности. А на последней строке, вы уже догадались, меняем их местами. Задание выполнено!
Потренируйтесь в следующие дни с тремя другими фигурами, например, круг, овал, трапеция, либо возьмите эти же фигуры, только в другой последовательности. Получается, двигайтесь дальше.
В домике с голубой крышей тоже есть подсказка. Теперь фигуры нарисованы не только в начале строки, но и в середине и в конце этажа. Алгоритм действий такой же. Работаем сверху вниз.
Треугольник остается на своем месте, трапеция уже есть, что остается дорисовать – квадрат.
На следующей строке есть квадрат, значит, осталось разместить две другие фигуры, но не в любой последовательности, так как ниже треугольник стоит последним, значит, на этой строке мы должны нарисовать его в середине.
На следующей строке сначала рисуем квадрат, сохраняем алгоритм действий, заданный ранее. Треугольник уже есть, осталось дорисовать – трапецию.
Ниже еще две строки. Трапеция дана, размещаем квадрат и треугольник с учетом того, что на последней строке квадрат уже занял свое местечко, а повторяться нельзя. Значит, за трапецией нарисуем сначала квадрат, а потом треугольник. Заполняем последнюю строку. Задание выполнено!
Домик с зеленой крышей дает возможность увидеть, освоил ли ребенок заданный алгоритм действий. Если дошкольник выполнил задание самостоятельно, значит, он все осознал и принял.
Проверяйте! На всякий случай правильный ответ ниже.
На следующем фото показано, как изменить последовательность фигур в задании. Играйте с пользой!
Если не получается у ребенка сразу рисовать фигуры по этажам, вырежьте три геометрические фигуры из бумаги и заселяйте жильцов сначала путем выкладывания на столе. Выложили – зарисовали.
Продолжение следует.
Ставьте 👍!
С вами была педагог-психолог Елена Резепина. До скорой встречи!