Найти в Дзене

Игра "Засели домик" с геометрическими фигурами на развитие математического мышления

Ребенок, поступающий в первый класс, умеет, как правило, считать до 10 в прямом и обратном порядке, знает состав чисел, правильно их записывает, сравнивает и находит, где «больше» или «меньше».

Чтобы успешно освоить программный материал по математике, необходимо развивать математическое мышление: видеть несколько решений задачи, составлять и решать обратные задачи, устанавливать закономерности и логические связи.

Читайте дальше, и вы узнаете, как играть с геометрическими фигурами и одновременно развивать математическое мышление у дошкольников.

Сразу скажу, что игра «Засели домик» средней сложности и требует небольшой предварительной подготовки со стороны взрослого. Но когда ребенок осваивает алгоритм действий, он с удовольствием в нее играет. Многовариантность игры позволяет не натаскивать детей на выполнение задания, а развивать мозг.

Предварительная работа: возьмите лист бумаги и нарисуйте домик. Если рисовать на листе в клетку, получится быстрее. Я потратила для зарисовки трех домиков 5 минут.

Важно: на одном листе – один домик, одно занятие – один домик.

Заселите геометрическими фигурами этажи так, как показано на моем рисунке, и предложите ребенку поиграть. Начинайте с домика, у которого красная крыша, потом с голубой крышей и самым последним дайте домик с зеленой крышей.

Фигуры можно рисовать простым карандашом. Это ускорит выполнение задания.

Вариант домиков в простом карандаше
Вариант домиков в простом карандаше

Если ребенка черно-белый вариант не вдохновил, раскрасьте геометрические фигуры цветными карандашами. Или предложите ему цветной вариант на следующий день, чтобы посмотреть, что он уже усвоил.

Вариант домиков с цветными геометрическими фигурами
Вариант домиков с цветными геометрическими фигурами

Покажите дошкольнику домик, рассмотрите его вместе. Выясните, сколько в домике этажей, какие геометрические фигуры в нем уже живут, на каком этаже и в какой последовательности, работая слева направо, сверху вниз. Обязательно акцентируйте внимание детей на том, что работать следует строго по строчкам, по этажам.

Задание для ребенка: размести фигуры в домике так, чтобы на каждом этаже они находились в разном порядке.

В домике с красной крышей есть подсказка, как действовать.

Показано, что для того, чтобы разместить геометрические фигуры на каждом этаже в разной последовательности, необходимо сначала оставить круг на своем месте, а две другие фигуры: треугольник и прямоугольник – поменять местами.

Далее на первое место встает треугольник, соответственно круг и прямоугольник размещаем так, как хочется.

На следующей строчке снова первым стоит треугольник, значит, круг и прямоугольник меняем местами.

Осталось две строки. Первым стоит прямоугольник. За ним располагаем круг и треугольник в любой последовательности. А на последней строке, вы уже догадались, меняем их местами. Задание выполнено!

Первый домик заселили
Первый домик заселили

Потренируйтесь в следующие дни с тремя другими фигурами, например, круг, овал, трапеция, либо возьмите эти же фигуры, только в другой последовательности. Получается, двигайтесь дальше.

В домике с голубой крышей тоже есть подсказка. Теперь фигуры нарисованы не только в начале строки, но и в середине и в конце этажа. Алгоритм действий такой же. Работаем сверху вниз.

Треугольник остается на своем месте, трапеция уже есть, что остается дорисовать – квадрат.

На следующей строке есть квадрат, значит, осталось разместить две другие фигуры, но не в любой последовательности, так как ниже треугольник стоит последним, значит, на этой строке мы должны нарисовать его в середине.

На следующей строке сначала рисуем квадрат, сохраняем алгоритм действий, заданный ранее. Треугольник уже есть, осталось дорисовать – трапецию.

Ниже еще две строки. Трапеция дана, размещаем квадрат и треугольник с учетом того, что на последней строке квадрат уже занял свое местечко, а повторяться нельзя. Значит, за трапецией нарисуем сначала квадрат, а потом треугольник. Заполняем последнюю строку. Задание выполнено!

Второй домик заселили
Второй домик заселили

Домик с зеленой крышей дает возможность увидеть, освоил ли ребенок заданный алгоритм действий. Если дошкольник выполнил задание самостоятельно, значит, он все осознал и принял.

Проверяйте! На всякий случай правильный ответ ниже.

Третий домик заселили
Третий домик заселили

На следующем фото показано, как изменить последовательность фигур в задании. Играйте с пользой!

Новый вариант расстановки геометрических фигур
Новый вариант расстановки геометрических фигур

Если не получается у ребенка сразу рисовать фигуры по этажам, вырежьте три геометрические фигуры из бумаги и заселяйте жильцов сначала путем выкладывания на столе. Выложили – зарисовали.

Расстановка геометрических фигур другая
Расстановка геометрических фигур другая

Продолжение следует.

Ставьте 👍!

С вами была педагог-психолог Елена Резепина. До скорой встречи!