Эта история о том, как фантастическая повесть "Огонь" Кирилла Фокина превратилась сначала в спектакль Александринского театра "СЕГОДНЯ. 2016", а позднее - в художественный фильм "Петрополис". Сначала о книге, которую я приобрёл в 2016 году, ничего не зная об авторе, руководствуясь лишь своим "фантастическим" чутьём.
В повести Кирилла Фокина «Огонь», вошедшей а одноименный авторский сборник, изображён мир, похожий на наш, но не совсем, про такие говорят – «альтернативный». На его политической карте два Союза – Советский и Трансатлантический (объединяющий практически все страны, кроме Китая), а на календаре – 1976 год. Читатель видит события глазами главного героя Радзимиру Касаи, доктора психологии, руководителя отдела в токийском филиале Трансатлантического Министерства по делам науки и прогресса. На самом деле героя зовут Владимир Огнев. Радзимиру – это для японцев, так и им легче произносить имя Владимир, а Касаи в переводе с японского означает «огонь». Огнев родился в СССР, но ещё мальчишкой вместе с родителями был оттуда депортирован. Дело в том, что в Советском Союзе после смерти Ленина к власти пришёл Лев Троцкий, «Красный Людоед», неуклонно и агрессивно претворяющий в жизнь планы перманентной мировой революции, осуществивший в тридцатые Первый, а в сороковые – Второй Марш на Запад. Троцкий получил в своё распоряжение к 1949 году атомную бомбу, а до этого, ещё в 1943-м выслал из страны всех сторонников Сталина, а заодно и самого Иосифа Виссарионовича. «Дядя Иосиф» из «Огня» не так хитроумен, как тот, которого мы знаем, он позволяет сопернику стереть себя из истории, но от этого миру не легче: политика красного диктатора Троцкого делает всепланетную ядерную катастрофу в 1949 году неизбежной. Мир готовится к неминуемой гибели, но… Воспользуемся аудиодневником Радзимиру: «Но пришли ОНИ, пришли, спустились с неба, и изменили ход нашей истории… или исполнили предназначенное? Глупо было бы погибнуть нашей цивилизации, разумной, столь редкой во Вселенной, от рук себе подобных, так что, может, ОНИ исполнили какую-то миссию? Или ОНИ – необходимый компонент нашей истории, прихода которого мы и ждали все те тысячелетия?..»
Кирилла Фокина не смущали параллели с романом Артура Кларка «Конец детства». А такие параллели трудно не провести – ведь в повести «Огонь», как и в романе Кларка над несколькими городами Земли зависли огромные инопланетные корабли. И гуманные пришельцы – Гривы, этакие двухметровые сферические всполохи огня, с того самого 1949 года, когда состоялся Контакт первой степени важности, спасший людей от атомной смерти, неустанно присматривают за человечеством и снабжают его разнообразными технологиями. В романе Кларка о появлении инопланетян (Сверхправителей) знают все, а в повести Фокина о них известно лишь ограниченному кругу людей: лицам, облечённым властью и некоторым учёным. Остальные земляне понятия о Гривах не имеют, инопланетные корабли для них невидимы. Да и о «подарках» пришельцев населению никто не говорит: «Люди не знали о том, что скоростной поезд, на котором они приехали, телефоны в их руках и карманах, дешёвая, но качественная одежда, ежедневно потребляемая ими еда – всё это придумано не на Земле, не людьми». Власть имущие информацией делиться не любят. Как, впрочем, и самой властью…
Кирил Фокин уже в первой своей книге «Тезис», которая вышла в 2012 году в том же издательстве «Вече», задавался серьёзными вопросами бытия. Персонажи произведений, составивших сборник «Тезис» много размышляют о жизни и смерти, о вере и Боге, их остро волнует предназначение отдельного человека и всего человечества. Автору ещё недостаёт литературного мастерства, свободного владения словом, ещё заметны стилистические огрехи, ещё присутствует ученическая натужность. Но молодой писатель пытается нащупать свой стиль, и это у него получается. В повести «Огонь» Фокин уже уверенно работает с текстом, удачно применяя испытанные литературные приёмы: например, изливает на читателя поток сознания персонажа или наглядно демонстрирует нарастающую растерянность героя, описывая ничего не значащие его действия. Вот Радзимиру использует любую паузу, чтобы снова и снова протирать свои очки. И эти механические движения говорит нам о психологическом состоянии героя больше, чем любые специальные объяснения. Оформление авторских раздумий и сомнений в будоражащий душу читателя текст получается у Фокина легко и убедительно. И тут писатель даёт себе волю. Каждая глава повести предваряется диктофонными записями Радзимиру. В этих своеобразных вступлениях или, если хотите, отступлениях, наполненных непростыми вопросами, герой, а вместе ним и автор, позволяют себе вдоволь порефлектировать.
Вопросов действительно хватает, поскольку Фокин не ограничивается в «Огне» единственным фантастическим допущением. Усложняя сюжет, автор вводит в него могущественных пришельцев. Кстати, подобное многомерное пересечение условностей обожал применять культовый американский фантаст Филип Дик, постоянно погружавший своих героев в хаос фантастических переплетений и перверсий. См., например, близкий «Огню» по ряду поставленных проблем роман Ф. Дика «В ожидании прошлого».
Земные политические лидеры не хотят верить, что пришельцы (Гривы) в повести Фокина – добрые самаритяне, помогающие человечеству абсолютно бескорыстно. Власти считают, что Гривам наверняка что-то нужно. Проще, понятнее, доступнее их пониманию – первыми атаковать чужаков. Так, кстати, и решают сделать главы земных государств в 2016 году в спектакле «Сегодня. 2016», позднее поставленном на основе «Огня». А в повести мир опять сползает в смертельную конфронтацию в 1976 году. У власти в альтернативном СССР сын Льва Троцкого – Сергей. И снова Гривы сулят спасение, обещая в очередной раз разрешить дилемму Гарантированного Взаимного Уничтожения и превратить ядерный арсенал Троцкого в мусор. Радзимиру очень боится, что Гривы ведут двойную игру и параллельно контактируют с Советами. Тем более, что у американских берегов внезапно появляется атомная подводная лодка «Радек» (оцените название – замечательный исторический штрих для тех, кто понимает!), всё западное побережье США оказывается в зоне покрытия её ядерных боеголовок. Субмарина не должна была подойти так близко, ведь у Трансатлантики есть суперсистемы слежения, подаренные пришельцами. Радзимиру опасается, что подводников Троцкого обеспечили инопланетными суперсредствами защиты от обнаружения те же Гривы.
В упомянутом ранее романе Артура Кларка «Конец детства» Сверхправители, заботливо опекающие землян, выполняли волю ещё более могущественной цивилизации и через пару столетий после своего появления попросту положили конец существованию человечества. Нет, они его не уничтожили, а как бы помогли «вылупиться» из него чему-то (кому-то?) новому, предназначенному стать ещё одной компонентой Сверхразума Вселенной. Подобную метаморфозу мы видим и у братьев Стругацких: их людены – это уже не люди, а нечто иное. Но каково обычному человеку наблюдать зловещую трансмутацию своих детей? Понятно, что им овладевают ужас и отчаяние. В повести «Огонь» до подобного дело (пока?) не доходит, но конечные цели Грив никому не известны...
А об остальном - в другой раз...
© Владимир Ларионов
#фокин кирилл #материалы вл #отзывы вл #отечественная фантастика #кинофантастика
Продолжение этого материала здесь:
Кирилл Фокин. Огонь. Любопытная трансформация литературного произведения - 2. Спектакль