В Уфе легенде просто не давали играть в хоккей.
Олег Твердовский — далеко не последний защитник в истории российского хоккея. Т-70, как хоккеиста называли болельщики и партнеры, родился в Донецке, но на протяжении всей карьеры на международном уровне представлял сборную России. С ней он стал бронзовым призером Олимпиады и чемпионом мира. Также защитник успел выиграть два Кубка Стэнли в составе «Нью-Джерси» и «Каролины». А Кубок Гагарина ему покорился во времена игры за «Салават Юлаев», который на заре создания КХЛ был одной из сильнейших команд всей лиги.
Тем не менее именно в Уфе Твердовский пережил один из самых тяжелых моментов в карьере. После чемпионского сезона защитник неожиданно попал в опалу у тренерского штаба: с уходом тандема Вячеслав Быков — Игорь Захаркин и приходом на пост главного тренера Венера Сафина Олег перестал попадать в состав и проводил больше времени на трибуне, чем на льду. Разумеется, заслуженному ветерану такое развитие событий не слишком нравилось — он начал усерднее работать на тренировках и пытался вернуть себе место в основе. Однако выхлопа от сверхусилий защитника «Салавата» не было: его продолжали мариновать на лавке и не давали даже малейшего шанса проявить себя.
«Даже трудно представить, сколько сил и вдохновения придает игроку тренерское доверие. И уж мне — особенно. Я не забыл, как в последние годы оказался задвинут на второй план в Уфе. Хотя слова «второй план» — это слишком мягко. Правильнее сказать, что меня списали. Вычеркнули из обоймы. Да еще без объяснения причин. До сих пор непонятно, почему все это случилось. Думал про себя: и такое в жизни, оказывается, бывает. Когда хоккеисту не дают играть, через некоторое время становится тяжело сохранять уверенность в себе, психологическую уравновешенность. Сложно заставить себя работать дальше. Но я в своих силах никогда не сомневался, и мысли о завершении карьеры даже в самое тяжелое время в голову вообще не приходили. Ни разу. Ощущал, что нахожусь в боевой форме, и становилось еще менее понятно: ну почему такое отношение? Почему запас?» — негодовал обладатель Кубка Стэнли.
Самая большая проблема заключалась в том, что руководство уфимского клуба поначалу отказывалось отпускать Твердовского. Когда оборонец понял, что будущего в «Салавате» с этим тренерским штабом у него нет, то пошел к руководству и попросил разрешения покинуть команду. Однако боссы действующих обладателей Кубка Гагарина и слышать не хотели об уходе опытного защитника. Венер Сафин с помощниками, судя по их действиям, не разделяли пиетета высшего руководства по отношению к защитнику. Так что мучения Олега продолжились. Казалось, что он попал в безвыходное положение: руководство отказывается отпускать его в другой клуб, но при этом не дает возможности проявить себя.
«Ни работать не давали, ни увольнительную. Вот между двух проблем и жил. А самое обидное, что в то же время все громче звучали голоса публики. Закончился, мол, Твердовский. У нас же все через одного специалисты, чуть что — на пенсию начинают списывать. Причем оценки «его время ушло» выставляют быстро. Что неправильно. Вот и представьте, каково постоянно это слушать?» — вспоминал тяжелейший этап карьеры защитник.
В конце концов, Твердовский все-таки дождался определенных действий от «Салавата»: вскоре его выставили на драфт отказов с целью отправки в ВХЛ, где он сыграл 2 матча. После чего подписал контракт с магнитогорским «Металлургом».
«Убежден, что вопрос с расставанием можно было решить гораздо раньше. И куда правильнее, что ли. А клуб довел ситуацию до такого момента, что оставлять все как есть по отношению ко мне стало, мягко говоря, некрасиво. Сохранять эту подвешенность было просто недопустимо: хоккеист должен либо играть, либо уйти. И драфт отказов был отнюдь не плохим выходом из ситуации», — говорил игрок.
В «Магнитке», выдавшей неудачный старт регулярного чемпионата, у Твердовского пошло сразу. С его приходом клуб выбрался из кризиса и одержал 12 побед в 13 матчах. Причем Олег в этих матчах забросил 3 шайбы. Глядя на игру заслуженного оборонца, трудно было поверить, что «Салават» по собственной воле отказался от столь ценного кадра.
Двукратный обладатель Кубка Стэнли провел в большом хоккее еще один сезон, после чего повесил коньки на гвоздь. Решение о завершении карьеры в первую очередь было продиктовано тем, что Олег за годы в хоккее практически не видел свою семью. У защитника в тот момент было трое маленьких детей, и он не хотел полностью пропускать их детство.
По иронии судьбы, последний матч в карьере Твердовский сыграл против «Салавата Юлаева». «Магнитка» уступила уфимцам в семи матчах первого раунда плей-офф сезона-2012/13 — таким получился последний аккорд прославленного защитника.