Здравствуйте, друзья. У нас в семье растет дочка с диагнозом аутизм. Сейчас ей 9 лет и она второклассница в коррекционной школе.
Недавно мы начали сравнивать детей (и подростков) с тремя диагнозами: аутизм (РАС), ЗПРР, легкая УО, и остановились на сравнении ЗПРР и легкого УО. Это не большая разница, на самом деле. Но дети с РАС в сравнении не участвовали, давайте теперь приступим к этой группе. Напомню, что мы сравниваем таких детей и подростков с точки зрения родителей и окружающих, но не педагогов, докторов и так далее.
Для начала поясню, что люди с аутизмом могут быть как с ЗПРР, умственной отсталостью любой степени, так и без любых этих диагнозов. Лично мне не встречались дети с аутизмом без хотя бы небольшой ЗПРР - Задержки ПсихоРечевого Развития, потому, что основной диагноз накладывает свои ограничения в развитие ребенка. Да, конечно, не у всех, но лично мне не встречались. Возможно, нужно еще немного подождать, и я увижу таких подростков, но не детей.
Конечно, есть дети с тяжелым РАС и умеренной и глубокой умственной отсталостью. Тут тоже, к сожалению, все видно с первого взгляда. Но если ребенок с УО, возможно, и сможет с вами как-то общаться, то ребенок с тяжелым РАС не станет точно. Но, в общем-то, к сожалению, разница не велика. Давайте опять же поговорим про детей с нетяжелыми нарушениями.
Итак, основное отличие детей с РАС от всех остальных это неспособность общению или непонимание, как общаться с людьми, даже если есть это желание. А желание есть очень у многих детей с РАС. Это затруднение в любой коммуникации, и проявляется оно с детства. Не обязательно с младенчества (хотя не знаю, может и есть такие случаи), но с детства, когда ребенок начинает ходить и осваивать речь, окружающий мир. Да, окружающий мир, не только общение с людьми. Это проявляется сначала в подражании, повторении каких-то действий за окружающими: обычно это вызывает огромные затруднения, потом к этому присоединяется задержка речи - ребенок способен говорить, и даже говорит и, знает, например, названия геометрических фигур, окружающих предметов в свои три года, но не способен проследить взглядом за кошкой, птичкой, на которых показывает мама, не способен сказать: Мама, дай мне яблоко. Он скажет: Хочешь яблоко? Речь эхолалична, то есть, состоит в основном из повторений, фраз из мультиков, хотя и развивается, конечно, если с ребенком заниматься.
К старшей и подготовительной группам детского сада, школьному возрасту уже можно обычно сказать, есть у ребенка именно аутизм или нет: я бы назвала только одно различие - коммуникация и диалог. Даже не способность находиться в обществе, а именно способность к общению.
Моя дочка, например, обожает школу, какие-то детские площадки, игровые комнаты, различные праздники, но! она не умеет общаться с детьми вообще. Я вижу, как ей хочется находиться там же, где дети, как она стремится туда, но попадая в коллектив, она все равно будет бегать и веселиться одна. Возможно, она подойдет к кому-то, к компании, возможно, кто-то из детей захочет с ней как-то поиграть, и чаще всего дочка будет рада, но она не способна ответить ни на один вопрос, не поиграть ни в одну игру типа пряток, догонялок или любой! другой игры.
Может быть, такие дети просто умственно- отсталые? Но нет. Точно такие же дети с ЗПРР и легкой УО прекрасно общаются и играют вместе, при этом испытывая определенные затруднения в освоении каких-то учебных навыков и понятий. Моя дочь научилась читать сама года в четыре, пошла в коррекционную школу, единственная из класса умела писать, читать, считать, сопоставлять цифру и число. немного, на уровне ребенка, учит английский, и еще многое..И что же? Она не смогла учиться в этом классе, не понимая обращенную речь и не имея возможности к диалогу, хотя абсолютно все слова по отдельности ей точно были понятны, я в этом уверена. Ее одноклассники прекрасно понимали речь, могли вести диалог, но не умели почти ничего. (Да, они научатся, конечно).
На мой взгляд, единственная разница - способность к коммуникации, хоть и единственная, но ВАЖНЕЙШАЯ!, из которой вытекают все другие различия. (Их много, но все они следствие либо нарушений коммуникации, чаще всего, либо нарушений сенсорной системы, но обычно окружающим то не очень известно)
Я полагаю, что именно неспособность к общению влияет на то, что люди с РАС не сильно интересуются внешним миром. проблемами других людей, причем не на уровне характера, мол, он необщительный, а на уровне патологии - он не может общаться или испытывает затруднения в общении, практически всю свою жизнь, ему это тяжело, и, естественно, свои интересы его интересуют больше, чем проблемы других людей.
Как сможет работать человек с аутизмом, если он не способен осознать, что и зачем он делает, и что это настолько важно для окружающих? Что он должен выполнять свою работу, и не может уходить с рабочего места, если ему совершенно наплевать на то, что его отругает директор, допустим? Для начала нужно вообще разобраться, этот директор занимает в понятии человека с РАС хоть сколько то значимое место, чтоб вообще обращать на него внимание? Или пытаться понять его речь? Человек с УО, скорее всего, так не поступит, он будет выполнять свои обязанности, а если и уйдет с работы, то будет хоть немного боятся гнева начальства, того, что он не выполнил какое-то задание, что ему влетит, а аутисту все равно.
Дети с легкой УО в нашей школе прекрасно осознают свои поступки, и их последствия, например, следят по камерам, уехала ли их учительница, и после этого начинают бурно радоваться, что теперь то можно веселиться по полной, и их не заругают. Детям с РАС и такой же легкой УО абсолютно наплевать на то. кто уехал, кто приехал, кто что ей скажет или не скажет.
Взрослым, ментально здоровым людям, наверное, странно читать про понятие "наругают", но в жизни таких подростков (а может, и взрослых), оно точно присутствует.
Почему детей с РАС и без хотя бы малейшей задержки развития не так уж много и почему у некоторых все таки такое отставание выравнивается? Общение, коммуникация - двигатель развития, здоровый ментально ребенок получает информацию для мозга в том числе через диалог и через информацию, полученную от других людей, даже простейшую, но очень важную: оказывается, что играть в прятки - это весело, а за штору можно еще и спрятаться, но кто сказал, что люди с РАС не развиваются? Они развиваются, несмотря на то, что их развитие неоднородно и мозаично, есть вероятность, что они догонят своих сверстников, а, возможно, в чем-то и перегонят. Но это покажет только время.