22 июня 1941 года Нина Петрова пришла в военкомат, заявив, что она добровольно просится на фронт: «Я в совершенстве владею боевой винтовкой, работала в госпитале, сдала нормы на значок «Готов к труду и обороне».
Военком отрезал:
— Вам 48 лет… И у Вас семья.
Но уже через несколько дней худенькая, невысокого роста женщина с винтовкой в руках стояла в боевом строю дивизии народного ополчения Ленинграда. А с ноября 1941 года Нина Петрова в рядах действующей армии, став снайпером 284-го стрелкового полка 86-й Тартуской стрелковой дивизии. В этом полку она прошла весь свой боевой путь от рядового снайпера до старшины — командира отделения снайперов. Начался этот путь у стен Ленинграда, пролег через Прибалтику, Восточную Пруссию, Польшу — до немецкого города Штеттин. Нина Павловна метко разила врагов из своей снайперской винтовки. А еще учила снайперскому мастерству молодых воинов, воспитывала в них выдержку и самообладание, так необходимые в снайперском деле. Солдаты, да и командиры, которые зачастую были значительно моложе ее, звали ее, то «матушкой», бывало и «бабушкой», но больше уважительно и ласково «мамой Ниной».
Старшина Нина Петрова одна из четверых советских женщин, удостоенных Ордена Славы всех трех степеней.
Как снайпер Петрова стала «мамой Ниной»
Кто первый сказал ей — «мама»? Однозначно ответить никто не сможет, ведь абсолютное большинство солдат было, образно говоря, еще безусыми. Но может, солдат Нурлумбеков? Горячий и взрывной характер мешал этому парню овладеть искусством меткой стрельбы, а она настойчиво, именно, по-матерински, настойчиво твердила: — Будешь снайпером, будешь, я научу. И добилась своего Нина Петрова — «мама Нина», а после первых успехов молодого снайпера Нурлумбекова написала дочери: — Есть у нас такой парень, Нурлумбеков — молодчага, лучший мой ученик…
Три Ордена Славы «мамы Нины»
16 января 1944 года Петрова находилась в боевых порядках стрелковых подразделений своего полка в районе села Зарудины Ленинградской области. Ночью Нина Павловна заняла удобную позицию и затаилась. Рассвело, но противник был осторожным. Удобной ситуации для стрельбы долго не представлялось, хотя с обеих сторон периодически возникала перестрелка. И лишь около 9 часов утра среди пулеметных и автоматных очередей раздался сухой щелчок снайперской винтовки Петровой. Разведчики, наблюдавшие за позициями противника, увидели, как вражеский связист, исправлявший телефонную линию, ничком упал на землю. Его сразила меткая пуля Нины Павловны. Через несколько минут эта же участь постигла и второго врага, который выполз из дзота для того, чтобы поинтересоваться судьбой телефониста. Он появился в поле зрения снайпера всего на несколько секунд, но для опытной Петровой и этого оказалось достаточно для меткого выстрела. Но и враг обнаружил снайперскую позицию Петровой, пулемётные очереди ударили в бруствер окопа, где находилась Нина Павловна, но, к счастью, вреда ей не причинили. А воспользовавшись тем, что набежавший порыв ветра поднял снежную поземку, Нина Павловна быстро перебежала на запасную позицию и продолжила «охоту». В тот день она уничтожила еще троих фашистских солдат. К концу февраля на ее счету было 26 уничтоженных врагов.
И 2 марта 1944 года Нина Павловна Петрова была награждена в третий раз, но теперь уже первым своим Орденом Славы 3-й степени.
До этого на гимнастерке 50-летней женщины-снайпера сверкали две медали: «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда».
В августе того же 1944 года, уже в Эстонии, «уложив» за неполную неделю снайперской охоты добрую дюжину немцев, Нина Петрова удостаивается уже орденом Славы 2-й степени.
Особенно отличилась Нина Павловна в период боев в составе 2-го Белорусского фронта за город Эльбинг (ныне Эльблонг, Польша) в феврале 1945 года. Когда атакующее продвижение полка задерживали вражеские пулеметы, помогали наши снайперы: командир отделения снайперов старшина Нина Петрова и ее ученики. В этих боях Нина Павловна истребила 32 фашиста, доведя свой личный счёт до 100 вражеских солдат и офицеров.
Очень тепло о ней говорит в своей книге воспоминаний «Поднятые по тревоге» генерал армии И. И. Федюнинский:
— Я знал ее лично. Знакомство наше произошло следующим образом.
Как-то после боев под Эльбингом я подписывал представления к правительственным наградам. Внимание привлек наградной лист, заполненный на снайпера старшину Петрову, которая представлялась к Ордену Славы 1-й степени. Вероятно, во всей Советской Армии еще не было женщины кавалера ордена Славы всех трех степеней. Но еще больше поразило меня другое: в наградном листе указывалось, что Петровой 52 года.
Я не хотел верить своим глазам. Неужели ей действительно больше 50-ти?
Спрашиваю начальника штаба:
— Может, машинистка допустила опечатку?
— Нет, товарищ Командующий, все правильно: Петрова уже немолодая.
— Ничего себе, немолодая! Она, можно сказать, пожилая! Вызовите ее ко мне, надо познакомиться. Воюет то она лучше иных молодых!
К вечеру Петрова прибыла. Она оказалась худенькой, седой, но еще крепкой с виду женщиной, с простым, морщинистым, рябоватым лицом. На ней были изрядно засаленные ватные брюки и солдатская гимнастерка, которую украшали орден Отечественной войны и два ордена Славы. Быстрые уверенные движения Петровой никак не соответствовали ее возрасту: чувствовалось, что в молодости она была спортсменкой.
— Это верно, что вы уничтожили больше 100 гитлеровцев? — спросил я.
Петрова подтвердила: да, на ее счету 107 фашистов. Кроме того, она обучила снайперскому делу около 480 солдат.
— А как вы попали в армию? Как стали снайпером?
Вначале Петрова заметно смущалась, но потом разговорилась.
— На фронт пошла добровольно. Не хотели брать, но я настояла, — рассказывала Нина Павловна. — Я работала перед войной инструктором Осоавиахима в Ленинграде, была капитаном женской хоккейной команды, участвовала в 3-километровых заплывах, увлекалась лыжами, стрельбой, баскетболом.
Оказалось, что два сына и дочь Нины Павловны тоже на фронте. Сама она воюет с зимы 1941 года, все время на передовой, но ни разу не была ранена.
Завизировав наградной лист на Петрову с выводом: «Достойна награждения орденом Славы 1-й степени», генерал Федюнинский распорядился вручить ей именную снайперскую винтовку, на прикладе которой укрепили золоченую пластинку с надписью «Старшине Н. П. Петровой от Командующего армией».
Всего же за годы войны на личном счету Нины Павловны 122 солдата и офицера противника числятся убитыми, трое — захваченными в плен. Сложно представить, как маленькая и возрастная женщина доставляла в штаб трех фрицев, предварительно их обезоружив, но все было действительно так.
Но, как ни горько об этом говорить, полным кавалером Ордена Славы (а таких среди наших женщин-фронтовичек было только четыре!) Нина Павловна Петрова стала уже посмертно. Трагический случай 1 мая 1945, за 8 дней до Победы, обрывает ее жизнь…. Ночью автомобиль ЗИС-5 с героиней и несколькими минометчиками едет занимать позиции под немецким Штеттином и в условиях плохой видимости срывается с обрыва в пропасть. И Нина Павловна, словно заговоренная от пуль врага, погибает в автомобильной аварии.
За несколько дней до гибели она написала письмо любимой дочке:
— Дорогая моя, родная дочурка! Устала я воевать, детка, ведь уже четвертый год на фронте. Скорее бы закончить эту проклятую войну и вернуться домой. Как хочется обнять вас, поцеловать милую внученьку! Может, и доживем до этого счастливого дня… Скоро мне вручат Орден Славы первой степени, так что бабушка будет полным кавалером, если доносит голову до конца…
Нина Павловна Петрова была похоронена под городом Штеттином в братской могиле советских воинов-освободителей Европы от фашистской чумы.
А за беспримерное мужество и отвагу, героизм и высокое воинское мастерство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года Нина Павловна Петрова была награждена орденом Славы 1-й степени, став посмертно полным кавалером высшего солдатского ордена времен Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.
В память о «маме Нине»
Этой героической женщине посвящена книга В. М. Мизина «Снайпер Петрова», имя Нины Павловны Петровой увековечено на Аллее Славы в Кронштадте. В 1978 году также был издан художественный маркированный конверт, посвященный прославленному снайперу-женщине, оставшейся в истории Великой Отечественной войны и народной памяти, как «мама Нина»!
Краткое послесловие
Неизмеримо высокая цена была заплачена народами Советского Союза за Великую Победу. И мир еще никогда не видел столь массового участия, такого героизма женщин в борьбе с врагом, как в годы Великой Отечественной войны. Четыре жестоких, мучительных года, четыре года мужества и даже самопожертвования наших девушек и женщин. Об их подвигах можно и нужно говорить бесконечно. И часто даже трудно найти достойные слова, чтобы выразить им нашу сыновью благодарность за все то, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в памяти народной, в цветах, монументах, а главное, в первых шагах детей по мирной земле, которую они отстояли.
Автор: Владимир Касьянов