Предлагаю алгоритм по составлению звуковой схемы слова. Для начала разберемся в том, какие знаки мы будем использовать.
Внимание! Посмотрите на последние две схемы: именно слияние СОГЛАСНОГО и ГЛАСНОГО звуков, а не наоборот.
Иногда дети путают, какой схемой и какие звуки обозначать. Чаще всего это связано с выбором одиночного квадрата или раздвоенного прямоугольника, обозначающего два звука.
Для примера разберем слово ТРОПКИ.
1. Прочитаем слово: ТРОПКИ. Находим в слове все сочетания согласного и гласного. Внимание! Не гласного и согласного, а только СОГЛАСНЫЙ + ГЛАСНЫЙ. Сначала их можно выделять простым карандашом.
Также можно тренироваться взяв любой текст и попросить ребенка найти все сочетания согласный + гласный и выделить их дугой. Можно попросить ребенка выделить в тексте определенный слог, например, найди все слоги СА и выдели их.
2. Рисуем схему. Для одиночного звука [ т ] мы берем одиночный квадрат. Для сочетания звуков [ р ] [ о ] мы берем схему раздвоенного прямоугольника. Для одиночного звука [ п ] мы берем одиночный квадрат. Для сочетания звуков [ к ] [ и ] мы берем схему раздвоенного прямоугольника.
3. Красным карандашом подчеркиваем все гласные буквы и определяем сколько слогов в слове. В нашем случае в слове ТРОПКИ 2 слога, т. к. в нем две гласные О и И. Разделим слово на слоги. Обозначим это в слове и на схеме.
Далее ставим ударение. Для этого слово нужно произнести слитно. Гласный, который произносится с особой силой и будет ударным. В слове ТРОПКИ первый слог ударный. Обозначаем ударение в слове и на схеме.
4. Анализируем каждый звук. Произнесите первый звук в слове: [ т ]. Нам встречается преграда во рту при произношении этого звука, значит звук [т] согласный. Твердый он или мягкий? В нашем случае звук [ т ] твердый, значит первый квадратик мы закрасим синим цветом.
Произнесем второй звук: [ р ]. Нам встречается преграда во рту при произношении этого звука, значит звук [ р ] согласный. Он твердый.
Обращаем внимания на то, что рядом стоит гласная О. Она обозначает твердость предшествующего согласного звука. Так проводим весь анализ.
В слове ТРОПКИ встречается мягкий звук [ к' ]. На схеме его мы обозначаем зеленым цветом. Рядом стоит гласная И. Она указывает на мягкость, смягчает предшествующий согласный звук [ к' ].
Желаю успешной учебы!