Найти тему
Джаз.Ру

100-летие российского джаза в Большом. Визуальная хроника: эксклюзив «Джаз.Ру»

Гала-концерт к 100-летию российского джаза. Давид Голощёкин, Игорь Бутман (фото: Наталья Кравченко)
Гала-концерт к 100-летию российского джаза. Давид Голощёкин, Игорь Бутман (фото: Наталья Кравченко)

1 октября 2022 года в Государственном академическом Большом театре России состоялся гала-концерт 100-летия российской джазовой сцены. С него началась большая программа гала-концертов, посвящённых столетию, в российских регионах — от Санкт-Петербурга 3 октября до Южно-Сахалинска 30 ноября. Концерт в Большом театре собрал множество ярких звёзд российского джаза: младшим из участников ещё нет 20, а самым старшим в настоящий момент — 86 (саксофонист Алексей Козлов) и 90 (петербургский историк джаза, музыковед Владимир Фейертаг, который выступил на сцене Большого с яркой речью). 2 октября концерт показал телеканал «Россия-Культура».

В кулисах гала-концерта работала фотограф «Джаз.Ру» Наталья Кравченко, и её глазами мы можем увидеть концерт так, как его не было видно из зала.

Концерт открыл старейший джаз-оркестр в мире — Государственный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема (создан в 1934 г.)

Оркестр им. Олега Лундстрема
Оркестр им. Олега Лундстрема

Один номер с оркестром исполнила актриса Аня Чиповская. Почему? Ничего загадочного. Она — часть династии: художественный руководитель Государственного оркестра джазовой музыки им. Олега Лундстрема, народный артист РФ Борис Фрумкин — её отец, а дед Михаил Фрумкин играл на трубе в оркестре Александра Цфасмана.

Борис Фрумкин и Аня Чиповская
Борис Фрумкин и Аня Чиповская

Российские регионы представлял «Уральский диксиленд Игоря Бурко» под руководством гитариста Валерия Сундарева. Это один из старейших непрерывно существующих джазовых коллективов в России, который был создан в Челябинске ещё в 1969 г. трубачом Игорем Бурко (1944-2018). Как и оркестр Лундстрема, после ухода своего основателя из жизни коллектив носит его имя.

«Уральский диксиленд Игоря Бурко»
«Уральский диксиленд Игоря Бурко»
«Уральский диксиленд Игоря Бурко»: пианист Константин Щеглов, вокалистка Кристина Рыжковская, гитарист Валерий Сундарев
«Уральский диксиленд Игоря Бурко»: пианист Константин Щеглов, вокалистка Кристина Рыжковская, гитарист Валерий Сундарев

Поколение старейшин российской джазовой сцены представил легендарный «Козёл на саксе» — Народный артист РФ саксофонист Алексей Козлов, которому чуть более чем через две недели после исторического концерта в Большом предстоит отметить свой 87-й день рождения.

В дуэте с Алексеем Семёновичем Козловым импровизацию на тему «Половецких плясок» Александра Бородина исполнял постоянный участник его группы «Арсенал» в последнее десятилетие — пианист Юрий Погиба
В дуэте с Алексеем Семёновичем Козловым импровизацию на тему «Половецких плясок» Александра Бородина исполнял постоянный участник его группы «Арсенал» в последнее десятилетие — пианист Юрий Погиба

Среди многочисленных спикеров, перемежавших выступления артистов, пока за опущенным экраном шла перестановка оборудования под следующий коллектив, блеснул красноречием и глубочайшим знанием истории отечественного джаза старейшина джазового сообщества России — петербургский музыковед и историк джаза Владимир Фейертаг, которому сейчас 90 лет.

Владимир Фейертаг на сцене Большого театра
Владимир Фейертаг на сцене Большого театра

За шестьдесят с гаком лет профессиональной деятельности на джазовой сцене Владимир Борисович выступал в качестве ведущего, вероятно, не менее трёх тысяч джазовых концертов и фестивалей, но и он вышел на сцену Большого впервые в своей практике: джаз здесь раньше, конечно, звучал (одним-двумя номерами в сборных «государственных концертах» 1930-х гг., прежде всего в исполнении Государственного джаз-оркестра СССР), но это было давно, и уж точно здесь никогда не было концерта, полностью посвящённого джазовому искусству.

Фейертаг был единственным, кто не воспользовался возможностью читать текст с телесуфлёра. Ему досталась непростая пауза, которую нужно было «закрывать» неопределённое количество времени, одним ухом слушая сигналы помощника режиссёра из кулисы: идёт ли ещё перестановка за занавесом или уже закончена. 90-летний ветеран исполнил порученное с блеском, сымпровизировав краткий, но ёмкий рассказ из истории джаза в России.
Фейертаг был единственным, кто не воспользовался возможностью читать текст с телесуфлёра. Ему досталась непростая пауза, которую нужно было «закрывать» неопределённое количество времени, одним ухом слушая сигналы помощника режиссёра из кулисы: идёт ли ещё перестановка за занавесом или уже закончена. 90-летний ветеран исполнил порученное с блеском, сымпровизировав краткий, но ёмкий рассказ из истории джаза в России.

Оркестр «Мелодия» Георгия Гараняна (1934-2010) ныне выступает под руководством петербургского бэндлидера и джазового педагога Сергея Богданова.

Оркестр «Мелодия» Георгия Гараняна
Оркестр «Мелодия» Георгия Гараняна

Дирижёрская манера Сергея Богданова, что с его собственным Mussorgsky Jazz Orchestra в Петербурге, что с оркестром Гараняна в Москве, выдаёт его глубокую эмоциональную вовлечённость в исполняемый материал.

Сергей Богданов
Сергей Богданов

Прозвучали авторские пьесы Гараняна «Птички на окне» и «Фестивальный блюз», в одной из которых солировала победительница второго сезона телешоу «Большой джаз» Анастасия Иванова.

Сергей Богданов и Анастасия Иванова
Сергей Богданов и Анастасия Иванова

К числу самых опытных участников Гала-концерта относится и гитарист Алексей Кузнецов. 6 сентября Народный артист РФ отметил 81-й день рождения! Он тоже член династии: его отец тоже был Алексей Алексеевич Кузнецов, и тоже профессионально играл на гитаре.

Алексей Кузнецов
Алексей Кузнецов

Мало кто знает, что пару лет назад легендарному гитаристу пришлось после инсульта практически заново осваивать инструмент: фантастическая целеустремлённость помогла музыканту справиться с вынужденными ограничениями. По словам Алексея Алексеевича, в Большом был всего третий раз, как он после восстановления решился сыграть не сидя, а стоя. И результат его сильно вдохновил: оказалось, стоя играть с частично ограниченной подвижностью правой руки даже легче!

Алексей Кузнецов в моменте!
Алексей Кузнецов в моменте!

Ещё одна династия: пианист Яков Окунь, как он сам считает, мог бы и не прийти в джаз, если бы его отец не был профессиональным джазовым пианистом.

Яков Окунь
Яков Окунь

Яков Окунь представил в историческом концерте номер с певицей Кариной Кожевниковой.

Яков Окунь, Карина Кожевникова
Яков Окунь, Карина Кожевникова

А основатель династии Окуней, ветеран ансамбля Германа Лукьянова и многолетний участник оркестра Олега Лундстрема, вышел на сцену с Ансамблем ветеранов советского джаза: вместе с барабанщиком Евгением Рябым, контрабасистом Игорем Кантюковым и трубачом Виктором «Арзу» Гусейновым играл заслуженный артист РФ, пианист Михаил Окунь.

Михаил Окунь, Арзу Гусейнов
Михаил Окунь, Арзу Гусейнов

Народный артист РФ пианист Даниил Крамер выступил дуэтом с контрабасисткой Дарьей Чернаковой. Она, кстати, выходила на сцену дважды: во втором отделении концерта Даша столь же блестяще отыграла дуэт с петербургским пианистом Андреем Кондаковым.

Даниил Крамер, Дарья Чернакова
Даниил Крамер, Дарья Чернакова

И снова династия! Народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных Игорь Бриль и Bril Brothers — саксофонисты Александр Бриль и Дмитрий Бриль.

Брили: Игорь Михайлович, Александр Игоревич и Дмитрий Игоревич
Брили: Игорь Михайлович, Александр Игоревич и Дмитрий Игоревич
Оба сына-близнеца Игоря Михайловича — давно уже признанные солисты и джазовые педагоги.
Оба сына-близнеца Игоря Михайловича — давно уже признанные солисты и джазовые педагоги.

Ученик Игоря Бриля пианист Евгений Лебедев выступил в составе одного из самых известных в мире современных российских джазовых малых ансамблей — трио LRK.

Евгений Лебедев
Евгений Лебедев
Прозвучала «Плясовая» Евгения Лебедева, в которой пианист сполна отдал дань своему прошлому аккордеониста-народника
Прозвучала «Плясовая» Евгения Лебедева, в которой пианист сполна отдал дань своему прошлому аккордеониста-народника

«Солнечный человек российского джаза» Сергей Манукян в ансамбле с пианистом Валерием Гроховским, клавишником Арамом Зурабяном и барабанщиком Русланом Капитоновым сыграл свою пьесу «Давайте опять сыграем на пять» в размере, правильно, 5/4.

Гроховский, Зурабян, Манукян
Гроховский, Зурабян, Манукян

Во главе Всероссийского молодёжного биг-бэнда на сцену вышел выдающийся российский джазовый тромбонист, композитор, аранжировщик и педагог Павел Овчинников.

Всероссийский молодёжный биг-бэнд
Всероссийский молодёжный биг-бэнд
С Молодёжным биг-бэндом выступила вокалистка Юлиана Рогачёва
С Молодёжным биг-бэндом выступила вокалистка Юлиана Рогачёва

Единственный джазовый Народный артист в Санкт-Петербурге — мультиинструменталист Давид Голощёкин — из всего своего обширного инструментария избрал в этот вечер скрипку.

Давид Голощёкин
Давид Голощёкин

Как и 40 лет назад, в составе его ансамбля на сцену вышел саксофонист Игорь Бутман — сам уже давно Народный артист, художественный руководитель программы празднования столетия российского джаза. Правда, теперь он играет не на альт-саксофоне, как в начале 80-х, а на теноре.

Давид Голощёкин и Игорь Бутман
Давид Голощёкин и Игорь Бутман
Давид Семёнович, судя по всему, остался доволен соло Игоря Бутмана!
Давид Семёнович, судя по всему, остался доволен соло Игоря Бутмана!

Петербургскую сцену представлял и пианист Андрей Кондаков, арт-директор джаз-клуба JFC и автор сразу нескольких разностилевых авторских джазовых проектов.

Андрей Кондаков
Андрей Кондаков

Как мы отметили выше, с Кондаковым тоже, как и с Даниилом Крамером, выступала контрабасистка Дарья Чернакова, которая с блеском сыграла романтичную, чувственную мелодию Кондакова в бразильской стилистике — которую, как выяснилось, специально ездила изучать в Бразилию: вообще в российском джазе выросло целое поколение сильных универсальных музыкантов, которые умеют всё!

Дарья Чернакова и Андрей Кондаков на сцене Большого
Дарья Чернакова и Андрей Кондаков на сцене Большого

Один из творческих лидеров советского джаза 1970-80-х гг. Николай Левиновский прилетел из Нью-Йорка, где живёт уже более 30 лет, и обратился к публике с прочувствованным приветствием, поздравив собравшихся со столетием отечественного джаза.

Николай Левиновский
Николай Левиновский

С коллегами по Московскому джазовому оркестру, музыкальным руководителем которого Левиновский работает с середины 2000-х гг., он представил проект New Allegro, в котором вновь обращается к стилистике своего легендарного ансамбля «Аллегро»

Николай Левиновский, Иван Акатов, Игорь Бутман, Павел Овчинников
Николай Левиновский, Иван Акатов, Игорь Бутман, Павел Овчинников

Нынешнее поколение российского джаза представлял ансамбль, во главе которого стоит победитель самого престижного джазового конкурса в мире (Herbie Hancock International Jazz Competition) 2019 г. гитарист Евгений Побожий. Его авторскую музыку играли с ним коллеги по Московскому джазовому оркестру — саксофонист Антон Чекуров и тромбонист Сергей Долженков, а также басист Сергей Корчагин и барабанщик Давид Сагамонянц.

Побожий, Чекуров, Долженков, Корчагин
Побожий, Чекуров, Долженков, Корчагин

Гала-концерт с блеском завершило выступление Московского джазового оркестра п/у Игоря Бутмана, с которым на сцену выходили также и вокалистки — народная артистка РФ Лариса Долина, постоянно работающая с оркестром певица Фантине и Анастасия Иванова; звучал и вокал участника оркестра — пианиста Олега Аккуратова, который в 2018 г. занял как вокалист второе место на престижном вокальном конкурсе им. Сары Воэн в США.

Московский джазовый оркестр п/у Игоря Бутмана
Московский джазовый оркестр п/у Игоря Бутмана

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!