Сэмплы и сэмплеры. Как это работает
Сэмплы
Хочу сегодня вам рассказать, что такое сэмплы, что такое сэмплеры. Как это работает.
Итак.
Сэмпл (англ. sample — «образец») — относительно небольшой оцифрованный звуковой фрагмент.
С сэмплами можно делать все, на что хватит фантазии. Можно оставить их без изменения и вы получите реальный звук реальных инструментов, с которых были эти сэмплы записаны. А можно подвергнуть сэмплы различной фильтрации, модуляции, воздействию эффектов и получить различные фантастические звуки.
Отличие сэмплов от записи состоит в их коротком размере. Это, как элементы мозаики – маленькие разноцветные частички из которых собирается панно. К примеру, звук рояля состоит из основного звучания струны, звука резонанса корпуса, звука молоточка, бьющего по струне, иногда добавляют отражение от стен комнаты (но больше, как эффект). Это все отдельные сэмплы, собранные в один звук.
Сэмплы бывают одиночными (One-Shot Samples) – они просто воспроизводятся от начала и до конца; и циклическими (Loop Samples, их еще называют петлями и лупами - loops) – воспроизводятся с зацикливанием повторяющегося кусочка сэмпла, такой сэмпл будет звучать, пока нажата клавиша. Также лупом может быть целая партия инструмента. Например, четыре такта записанных барабанов. Вы можете повторять их при записи трека сколько угодно раз. Сегодня Ди Джеи и битмейкеры широко используют Loop Samples для концертных выступлений и записи своих произведений. Для воспроизведения сэмплов и лупов используются сэмплеры.
Сэмплеры
Сэмплер – это аппаратное или программное устройство для воспроизведения сэмплов с различной высотой тона и добавлением различных параметров звука.
Первые сэмплеры появились в конце 70-х годов прошлого века. Метод проигрывания сэмплов, позволяет добиться большой реалистичности звучания различных музыкальных инструментов, тогда как в синтезаторах, можно, с большими усилиями, добиться схожести с ними. Дело в том, что при нажатии клавиши сэмплер не пытается создать (синтезировать) звук, а всего лишь воспроизводит уже записанный звук инструмента.
Сэмплеров огромное количество, как аппаратных (железных), так и программных. Соответственно и форматов сэмплов большое количество. Думаю, это связано больше с защитой авторских прав, чем с технической необходимостью. Потому что большое количество сэмплерных библиотек невозможно открыть никакими конверторами и программами, кроме тех, для которых они были созданы.
Самые распространенные форматы сэмплов – WAV, AIFF, OGG, SND.
MP3 и FLAC – это форматы сжатых аудио-файлов, а сжатие это всегда – потеря качества. Поэтому сжатые файлы используются крайне редко. Хотя формат FLAC почти не теряет качества звука, но программ работающих в этом формате я не встречал Его все равно нужно конвертировать в WAV, как минимум.
Сегодня в программах DAW, таких как Cubase, Pro Tools, Fruty Loops уже есть свои встроенные сэмплеры. Вы можете вставить прямо на трек нужный сэмпл, к примеру Бочку (Kick) или малый барабан (Snare). Можно установить множество параметров для этого сэмпла и сразу записывать дорожку!!!
Аппаратные (железные) сэмплеры
Легендарный AKAI S1000. С начала 80-х годов прошлого века, когда появились первые сэмплеры AKAI, для них было выпущено количество сэмплерных библиотек, исчисляемое сотнями, если не тысячами.
Сэмплеры от известных мировых брендов:
Программные сэмплеры
Отличные сэмплеры Best Service Engine 2 и Steinberg HALION 6.
Drum сэмплер от Toontrack EZDrummer - 3 имеет на борту большое количество ударных установок (Kits) с превосходным звучанием.
Сэмплер-ромплер от Spectrasonics OMNYSPHERE – большая библиотека современных EDM, Rap, House, Trap D&B звуков, неповторимого качества!
Сэмплер UVI Falcon. Думаю он создавался с претензией положить на лопатки NI Kontakt. Не скажу, что ему это удалось. Функционал, конечно огромный, но все как-то очень сложно устроено… Я предпочитаю пользоваться его готовыми библиотеками, благо их довольно много.
И, наконец, наш дорогой NI KONTAKT 7 версии. Огромный функционал, довольно прост в использовании, возможности KSP добавляют привлекательности. Говорить о нем не буду, ибо о нем у нас и курс, и мы только о нем и говорим.
Как это работает
Как вы уже поняли, в сэмплер можно загрузить абсолютно любой звук и, с помощью MIDI клавиатуры или любого другого MIDI контроллера, исполнять различные музыкальные партии или формировать звуковые эффекты (SFX).
Это могут быть – ударные (барабаны), гитары, оркестр, хор, духовые инструменты, рояли органы, звуки синтезаторов, перкуссия и звуки природы, и различные шумы и эффекты.
Итак, как это работает. Сэмпл или сэмплы загружаются в сэмплер. У каждого семпла есть высота тона (Root Keys), с которой его записывали. Сэмпл назначается на соответствующую клавишу, а дальше, либо растягивается по клавиатуре, либо на каждую клавишу назначается один, только ее, семпл. Растянутые сэмплы воспроизводятся с изменением частоты соответственно частоте звука клавиш. Например, C3 – 1046,5Hz, D3 – 1174,7Hz и т.д. Конечно, --при большом растяжении сэмпла, качество его ухудшается (хотя алгоритмы сэмплера и компенсируют искажения, но не всегда это удается сделать корректно). Поэтому принято загружать несколько сэмплов с разной высотой звука. Я рекомендую диапазон не больше октавы (например - C1, C2, C3…C7).
По умолчанию в сэмплерах обычно установлено стандартное растяжение с шагом по полутонам, но есть возможность переключить режим на четвертьтона, что часто используется в национальной, особенно восточной музыке.
После того, как были установлены сэмплы и их параметры, звук направляется на усилитель, где обрабатывается фильтрами, эквалайзерами, проводится панорамирование и устанавливается базовый уровень громкости сэмпла. Далее сигнал отправляется на блок эффектов, чтобы добавить хорус, реверберацию, дилэй, дисторшн и пр., для создания необходимого звучания. Далее на блок модуляций – это может быть степень атаки, сустейна, релиза. Это может быть добавление питчбэнда, LFO, различных огибающих. И, наконец, выходной усилитель, который контролирует уже звук на выходе. После всех обработок.
Вот так, конечно упрощенно, все это и работает.