Найти тему
МК в Питере

Нательный оберег: какие патриотические татуировки делают петербуржцы

Специальная военная операция началась 24 февраля, а относительно недавно президент объявил о частичной мобилизации. Некоторые россияне перед отправкой на службу идут в тату-салоны, чтобы набить себе оберег или отдать дань уважения стране. Особой популярностью среди мужчин пользуются работы в память о Великой Отечественной вой­не и c символикой бывшего СССР.

    Тематика ВОВ популярна у петербуржцев. Фото предоставлены Константином Новиковым
Тематика ВОВ популярна у петербуржцев. Фото предоставлены Константином Новиковым

Петербургские мастера рассказали «МК в Питере» о том, какие татуировки они делали военным и что бьют защитники Отечества перед мобилизацией.

Элитарное увлечение

Сегодня татуировки пользуются популяр­ностью среди представителей абсолютно разных социальных кругов, хотя к нательным изображениям немалое количество людей до сих пор относится с неодобрением и пренебрежением. Тем не менее одна из их разновидностей, а именно военные татуировки, существует не одно десятилетие. Считается, что они появились примерно в 1930‑е годы во времена Красной армии. Тогда наличие наколок тоже не приветствовалось, но это была необходимость. Военные били рисунки на теле перед службой, в перерывах между боями или после — чтобы сохранить память о полученном опыте.

Эта традиция сохраняется до сих пор, хотя она немного трансформировалась. Теперь выбор патриотических татуировок гораздо шире, как и стилей, в которых их можно сделать. Как рассказал «МК в Питере» один из петербургских мастеров Константин Новиков, он татуирует людей более 20 лет.

Специализируется мужчина на стиле, в который гармонично вписывается патриотическая тематика, — он внешне напоминает нестандартные коллажи. Итоговая работа складывается из нескольких изображений, в которых сочетаются натуралистические и сюрреалистические мотивы с различными элементами. Используются в основном черные и красные цвета.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ КОНСТАНТИНОМ НОВИКОВЫМ
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ КОНСТАНТИНОМ НОВИКОВЫМ

Мастер говорит, что до сих пор замечает настороженное отношение к любым татуировкам. Дело в том, что несколько десятилетий назад считалось, что их делают только заключенные, а затем к ним добавились неформалы. Однако Константин с этим совершенно не согласен.

«Татуировка в современном мире вышла за критерии ­какой-то субкультуры, — уверен он. — Она стала приемлемой в абсолютно разных социальных кругах. Более того, порой нанесение тату становится даже неким неофициальным элитарным увлечением. Что, собственно, и имеет свои более истинные древние корни, нежели клеймение маргинально-­уголовной среды. Это можно принимать или не принимать. Но факт остается фактом. Среди моих клиентов абсолютно разные люди — студенты, трудовой класс, бизнесмены, политики, ученые, профессора медицины».

С обратной ситуацией столк­нулся другой мастер — Андрей Шмелев (имя изменено по просьбе героя). Как рассказал мужчина, он занимается татуировкой примерно 15 лет, за это время к нему обращались за разными работами, поэтому его «уже не удивишь». Однако патриотические или военные тату у мужчины делали редко: любители таких рисунков — не его аудитория.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ КОНСТАНТИНОМ НОВИКОВЫМ
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ КОНСТАНТИНОМ НОВИКОВЫМ

«В последнее время у меня не было желающих на такие работы. Но люди считают нанесение подобных тату не просто любовью к Родине, а ­чем-то большим. Среди моих клиентов и знакомых некоторые делали как российский триколор, так и красный флаг. Я, например, думаю, что это патриотическая татуировка, а ­кто-то так не считает», — рассказывает мастер, указывая на рукав с Медным всадником.

На страже истории

Патриотические татуировки действительно популярны в узких кругах. При этом военнослужащим их делать можно. Существуют армейские тату, которые делятся по месту прохождения службы, воинскому званию и роду вой­ск. Согласно уставу внутренней службы, иметь рисунки на теле не запрещено, но есть несколько правил. Нельзя, чтобы они перекрывали более 70% тела, находились на лице, имели нецензурный, расистский, сексуальный или экстремистский характер.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ КОНСТАНТИНОМ НОВИКОВЫМ
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ КОНСТАНТИНОМ НОВИКОВЫМ

Военные тату наносятся с определенной целью.

«По ряду причин сложилось так, что я часто делал и делаю татуировки патрио­тической тематики. В великом многообразии этого творчества она, конечно, менее заметна. Но такое направление было многие десятилетия назад, и оно есть сейчас. К этой тематике я отношу все работы, так или иначе популяризирующие историю государства, страны, народа или отдельных людей, сделавших вклад в их развитие», — объясняет Константин.

Как говорит татуировщик, среди его работ сложно выделить наиболее популярные рисунки, так как он занимается большими проектами, где разные элементы складываются в свое­образную историю. А у каждого героя эта история своя.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ КОНСТАНТИНОМ НОВИКОВЫМ
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ КОНСТАНТИНОМ НОВИКОВЫМ

«Очень популяр­на символика СССР, — отмечает Константин. — Люди, которые лично успели в то время пожить, часто с ностальгией и добрым словом вспоминают те времена. Тематика Великой Отечественной вой­ны тоже очень популярна. Сегодня мы видим попытки извне изменить эту историю, поэтому люди пытаются сберечь ее… Я помню все такие работы. Все они уникальны — у ­кого-то отдельная история семьи, ­какие-то символизируют общую историю страны. Но, как я заметил, одно всех объединяет — любовь к своей Отчизне».

Память будет жить

Патриотические тату можно назвать более осознанными. Все мастера, которые рассказывали о таких рисунках, приводили в примеры, как правило, взрослых мужчин, военных. Это те люди, чья гражданская позиция настолько сильна, что они решили продемонстрировать ее, набив подходящий рисунок на собственном теле.

Несколько патриотических татуировок сделал клиентам Денис Васильев, мастер с 12‑летним стажем. Мужчина рассказывает, что за все эти годы в его портфолио скопилось более четырех тысяч работ. Хотя признается, что он сам как сапожник без сапог — у него нет ни одной тату.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ КОНСТАНТИНОМ НОВИКОВЫМ
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ КОНСТАНТИНОМ НОВИКОВЫМ

У татуировок, которые делал Денис на патриотическую тему, были схожие мотивы. Например, часто люди просили его набить медведя на фоне российского флага или герб СССР. Один из случаев мастеру запомнился особенно.

По словам Дениса, однажды к нему обратился 78‑летний петербуржец, который был бывшим офицером ВМФ СССР. Пожилой мужчина решил сделать первую и пока единственную татуировку в жизни. Цель была простая, но трогательная — сохранить память о важных годах своей службы.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ КОНСТАНТИНОМ НОВИКОВЫМ
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ КОНСТАНТИНОМ НОВИКОВЫМ

«Это был мой личный рекордсмен по возрасту, — поделился Денис. — Пришел он опираясь на палочку, передвигался медленно и аккуратно. Рассказал, что служил в ВМФ еще в Советском Союзе на малом ракетном катере, был офицером Северного флота. На момент визита ко мне он, естественно, уже был на пенсии. Но самое душещипательное — никого из экипажа его корабля уже не осталось в живых. Он остался один. Его корабль отправили на разборку еще в 1990‑е, но дедушка захотел увековечить память о нем. Мы нашли в Сети фото с бортовым номером судна и сделали мужчине татуировку. “Пока я жив, корабль будет жить”, — сказал он мне на прощание».

К сожалению мастера, бывший военный запретил делать фотографии этой татуировки, потому что для него это было слишком личным.

Оберег на службе

Через татуировку человек, как правило, выражает свою гражданскую позицию или личные убеждения. Однако, отмечает Денис, любой рисунок на теле — очень личный и не может быть «всего лишь манифестом по существующей повестке дня». События постоянно меняются, мнение — тоже, а изображение может остаться с человеком на всю жизнь.

«Как мастер я долгое время пытался выявить «боль» клиентов или их мотивацию, чтобы понять, почему они делают тату, — рассказывает мастер. — Мои выводы говорят о том, что на выбор клиентов влияет несколько факторов, в зависимости от которых тату делятся на четыре категории: самовыражение, оберег, память и эстетика. Патриотические тату я бы отнес к самовыражению. Но, повторюсь, для каждого это очень лично и индивидуально».

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ КОНСТАНТИНОМ НОВИКОВЫМ
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ КОНСТАНТИНОМ НОВИКОВЫМ

По словам Дениса, он сам и его клиенты придерживаются понятия «осознанная татуировка», поэтому к нему ни разу не обращались с импульсивными решениями украсить тело тем или иным рисунком. Мастер рассказывает, что среди его клиентуры есть и силовики, и представители правоохранительных органов, и сотрудники МЧС. Каждый из них с помощью татуировки решал ­какой-либо личный вопрос, отметил он.

«За последние два месяца у меня было два клиента, которые отправились контракт­никами принимать участие в СВО, — признается Денис. — Запросы у них были разные: один хотел набить свое тотемное животное, а второй — свой позывной. Я никогда не спрашиваю у людей, зачем они делают то или иное тату. Но в процессе разговора один из клиентов рассказал, что для него животное будет неким оберегом на службе. А второй — что позывной будет вместо опознавательного знака или нательной бирки. Но по факту это тоже некий оберег, я за это могу ручаться как бывший военный».

Автор: Ирина Меркель