Верховный Суд подготовил обзор судебной практики, в котором привел следующий пример (Определение ВС № 309-ЭС21-23588).
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме опубликовано заказчиком в ЕИС 28 октября 2020 г., срок подачи заявок определен с 28 октября 2020 г. по 5 ноября 2020 г. и составляет четыре полных рабочих дня, что соответствует пункту 4 части 3 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Участник закупки подал запрос разъяснений закупочной документации. Запрос общества направлен заказчику 1 ноября 2020 г. (воскресенье), дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке — 5 ноября 2020 г. На период между указанными датами приходится два рабочих дня — 2 и 3 ноября 2020 г., так как 4 ноября 2020 г. является нерабочим праздничным днем (часть 1 статьи 112 ТК РФ).
Таким образом, запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
В силу частей 2 и 3 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ обязанность заказчика дать соответствующие разъяснения возникает только при своевременном поступлении запроса участника закупки. Возложение на заказчика обязанности осуществить разъяснение положений извещения о закупке или документации о закупке при несоблюдении участником закупки отмеченного условия является незаконным.
Следовательно, предусмотренное частью 3 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ право заказчика не осуществлять разъяснение в рассматриваемом случае не может быть квалифицировано в качестве нарушения принципа информационной открытости закупки.
Оснований для вывода, что срок, фактически отведенный участникам запроса котировок на получение разъяснений, является слишком коротким и недостаточным, чтобы изучить положения конкурсной документации и подготовить запрос, не имелось.