Так уж повелось, что злиться можно только взрослым: на соседей, за рулем, на погоду. Это, конечно, неприлично, но иногда разрешается.
А вот детям злиться попросту нельзя. В мире, где агрессия встречается повсеместно, злиться в ответ должно быть стыдно. Именно по этой причине мы учим своих детей подавлять злость внутри, не давать ей выхода.
Но злость – это энергия и как любая энергия, не находя выхода, копится внутри, буквально разрывая изнутри ребенка на части. Ребенок всеми силами пытается удержать эту внутреннюю злость, которая ложится тяжестью, подавляя всяческие желания. Ребенок впадает в депрессию.
Вспомните фразу о том, что дети очень жестоки. Так вот, источник этой жестокости – подавленная в детстве злость. Как только возникает ситуация, в которой эта злость «прорывается», она буквально захлестывает ребенка с головой, и он уже ничего не может с ней сделать.
Любая злость – реакция. Реакция на то, что мы не ожидали, к чему мы были не готовы, когда не выполняются наши желания, а следовательно, теряется чувство безопасности.
А еще злость – возможность отстоять свои желания: момент выбора между собой и другим.
Так почему же мы так боимся детской злости?
Во-первых, в нашем представлении злой ребенок – синоним ребенка невоспитанного (вина родителей), во-вторых – если ребенок злится, то он неуважительно относится к окружающим (а это опять вина родителей). Вот и получается, что именно родители испытывают стыд и вину за то, что ребенок проявляет естественную реакцию.
Получается, что злится ребенок, а стыдно вам. Вот и пытаются родители всячески заглушить это чувство вины, внушая ребенку, что злиться это очень плохо!