Откуда брать жизненный опыт 15-летним подросткам? Книги они не читают, фильмы толком не смотрят, к истории интереса у многих и подавно нет!
С таким вопросом я сталкивалась каждый раз, когда имела дело с 9-классниками. И каждый раз, в большинстве случаев, получала растерянные глаза измученных детей.
"Трям", дорогие читатели. Меня зовут Екатерина. И на своём канале я пишу не только про свой мамско-декретный skill. Сегодня снова " Записки педагога".
Итак, жизненный опыт ученика
Напомню, что в ОГЭ по русскому языку в третьей части работы требуется написать сочинение на одну из предложенных тем. И я очень люблю сочинение 9.3 - по слову.
А какие темы там есть?
Сила духа, нравственный выбор, настояшее искусство, доброта, проявлять внимание к человеку, цель в жизни, ответственность, признать свои ошибки... Их много. Но все темы, безусловно, требуют от ребёнка вдумчивости и анализа. И все темы, естественно, ставят ребят в тупик.
Откуда брать ответы?
Порассуждать на тему добра и любви они ещё могут, а вот дальше - беда.
Ответ прост и сложен одновременно
Ребёнку необходимо уметь всесторонне анализировать имеющуюся информацию и знания. И это далеко не всегда прочитанные книги. Хотя они помогают в большей степени.
Историки
История даст ответы на любые вопросы. Но часто ли дети учат историю?
Один из моих учеников, (очень находчивый и сообразительный парень), во время подготовки к ОГЭ вспомнил Суворова. Кто помнит, каким слабым родился мальчик? А каким полководцем стал? Это ли не пример силы духа, силы воли, стремления и самовоспитания?
Искусство
Однажды ученица мне ответила, что терпеть не может рисовать, поэтому не сможет написать сочинение на тему "Что такое настоящее искусство".
И снова находчивость одноклассников спасает. А разве в этом случае надо вспоминать Айвазовского или Лео да Винчи? Для кого-то " настоящее искусство " - это стрит-арт и граффити! Почему? Да просто это современный способ выражения человека, который тоже требует навыков и знаний. К примеру,... ну и т. д.
Хотя, другой мой учебник на эту тему вспомнил именно Айвазовского и его "9 вал". Эта картина в оригинале произвела на мальчика сильное впечатление. Он несколько минут взахлёб рассказывал о том походе в музей с родителями.
Жизненный опыт
Больше всего ученикам всегда "заходит" личный опыт на примере соседей. Здесь мысль и фантазия может разгуляться и придумать много чего:
- Мама, которая каждое утро, выходя на работу, спрашивает местную бабушку про здоровье - внимание к человеку
- Мы с друзьями вызвали скорую помощь мужчине, которому неожиданно стало плохо на остановке - внимание, помощь, доброта, отзывчивость.
- Волонтёры. А примеры подростков- волонтёров есть в каждой школе сегодня.
Нравственный выбор - одна из любимых тем учеников. Тут можно много прочитать о том, как ребёнок решал: соврать и пойти гулять или сказать правду и быть наказанным, списать или не списать, сказать взрослым от плохом поступке друга или смолчать.
И вот скажите, что всё это придумано! Это всё легко может быть правдой и реальным жизненным опытом ребёнка.
А ведь задача: описать ситуацию и сделать микро вывод о том, как эта ситуация раскрывает данную тему и какие выводы мы можем сделать из неё. Сложно?
Подводя итоги...
Во время проверки работ педагогам даётся негласное наставление - засчитывать любой, мало-мальски грамотный аргумент, подходящий под тему, имеющий вывод и проанализированный ребёнком.
Задача ученика - немного напрячь мозги и проявить находчивость и смекалку. И, поверьте, детям это всегда удаётся.
Больше полезного в моем ТГ канале
Подписывайтесь ✅
#огэпорусскомуязыку #русскийязык #сочинение #школьнаяпрограмма