Три дня тому, в минувший вторник 11 октября, в специальном интервью для CNN президент США Байден назвал Путина «рациональным игроком».
Это на самом деле плохой признак. Очень плохой.
Такие оценки в таких интервью таким СМИ – не какие-то личные суждения. Это концентрированное мнение всего правящего истеблишмента Соединённых Штатов.
Итак, Путин для них «рациональный игрок». И это, повторю – крайне плохо. Для России плохо.
Штаты тоже считают себя рациональным игроком. Пусть и богоизбранным, но рациональным – так, по крайней мере, они себя оценивают. И вот, с учетом таких оценок, текущая ситуация выглядит с их стороны так: На шахматном поле большой геополитической игры схватились два рациональных игрока – один явно более сильный (по ресурсам, технологиям, да просто по числу населения и современных самолётов), а второй более слабый по тем же параметрам. Запад и Россия, NATO и РФ. Оба – «рациональные игроки».
И вот именно при такой оценке Западу во главе с США совершенно незачем договариваться с «рациональным игроком», у которого ключевые параметры очевидно скромнее. Рациональный (по крайней мере, считающий себя рациональным) Запад понимает, что неизбежно додавит такого рационального соперника – просто в силу фактора времени и соотношения ресурсов.
Короче и грубо говоря – Запад не будет договариваться с Путиным, пока считает его «рациональным игроком». Тем более не будет идти ему на уступки, даже малые. Ибо с более слабым рациональным игроком это – простите за тавтологию – не рационально…
Выход тут только один и простой: Перестать быть в глазах Запада «рациональным игроком».
Так уж исторически сложилось, что правящие элиты США понимают и уважают лишь силу, при том силу зримую. Не станем вдаваться в детали их истории – от истребления индейцев до Хиросимы – на факт есть факт: они уважают именно грубую, явную, опасную силу… Не всегда эта сила заключается в «больших батальонах» – хотя современный Китай они уважают именно за «большие батальоны» в индустрии и экономике (но рождаться это уважение началось ещё ранее, при Мао с его «миллионом китайских добровольцев», открыто попивших немало американской кровушки в Корее).
Однако отвлечемся от Китая и поговорим о той зримой силе, что уважают США, но которая проявляется не в «больших батальонах», а несколько иначе. Кратко и вновь грубо говоря – элиты Штатов уважают непредсказуемых, н е р а ц и о н а л ь н ы х отморозков, которые пусть и слабее США, но могут и готовы больно ужалить…
Напомню, что со Сталиным американские политики вынужденно договаривались даже когда у них была ядерная бомба, а у нас ещё нет. А всё потому, что Сталин в глазах истеблишмента Штатов совершенно не был «рациональным игроком». В их глазах он был именно что нерациональным отморозком – и даже не потому, что был революционером и грабил банки в юности, а потому что все эпохальные действия Сталина в глазах его высокопоставленных американских современников были пугающе нерациональны. От индустриализации и коллективизации (действий никогда прежде невиданных по радикализму и размаху) до безнадёжного сопротивления в 1941-ом (для Запада то было нерационально, он привык в таких условиях рационально сдаваться, как «цивилизованные» французы) – все это были непонятные, непредсказуемые, непрогнозируемые действия опасного отморозка…
И не думайте, что Никита Сергеевич Хрущёв стучал ботинком по ООНовскому столу в Нью-Йорке потому что был деревенским дурачком. Нет, он – выживший при всех сталинских и послесталинских перипетиях – был весьма хитрым интриганом. Тот же Карибский кризис он разыграл, отчаянно блефуя. У нас тогда ракет, способных нести ядерные боеголовки, было на порядок меньше, чем у США – но Хрущёв, умевший при Сталине и дурачка из себя разыграть, умел разыграть из себя и опасного, непредсказуемого отморозка перед лицом более сильного геополитического противника.
Собственно так перед назревшей дракой опытная шпана пугает физически более сильного амбала, рвя на груди майку с криком: «Не трожь меня, я психический…» И амбал озадаченно пятится, пусть и не убегает, но сдаёт назад. Вот хрущёвский ботинок на столе в Нью-Йорке отыгрывал именно эту роль: «Не трожь меня, я психический…» И всесильные богатые Штаты, бывшие на гребне научно-экономической волны, тогда попятились. Пошли и на переговоры, и на уступки.
Раз уж вспомнили Кубу, то грех не вспомнить товарища Кастро, нашего славного Фиделя. По формальным силам и ресурсам несопоставимо более слабый, чем США, он заставил себя уважать. Открыто угрожал Штатам терактами в Нью-Йорке в случае их вторжения на маленький и нищий «Остров Свободы». И элиты США безоговорочно верили – да, этот совершенно н е р а ц и о н а л ь н ы й отморозок погибнет, но больно ужалит… Именно имидж отморозка и явная готовность Кастро быть нерациональным заставили Штаты пойти на ступки – а ведь они считали и считают Карибский бассейн своей исключительной «зоной национальных интересов»…
Аналогично и северокорейские Кимы уже третье поколение успешно отыгрывают образ геополитических отморозков, способных на всё – в том числе и на ядреный удар по Штатам и их союзникам. Молодой Ким-внук с его причёсочкой нарочито голливудского злодея тут выглядит не хуже деда с его партизанскими корнями. Вся внешняя риторика и все направленные вовне ритуалы Северной Кореи сознательно нацелены именно на формирование у Штатов образа готового на всё «психического». И ведь работает – Трамп, в бытность президентом, прямо напрашивался на личную встречиу с Кимом-младшим. Хотя, казалось бы, потенциалы США и КНДР просто несопоставимы…
Приведём ещё один исторический пример подобного явления. Иран с его аятоллами и исламской революцией. Уже сама «исламская революция» – неожиданный для всех симбиоз глубоко традиционализма с форсированной революционной модернизацией – для Запада н е р а ц и о н а л ь н а. Но напомним, что Иран аятолл в 1979 г. открыто захватывал посольство США в Тегеране, открыто брал в заложники американских дипломатов. Этих заложников иранцы удерживали больше года! И что же ответили США на такой откровенный casus belli? В сущности, наглые Штаты тогда откровенно растерялись перед такой ещё более откровенной наглостью – и завершилось все компромиссными переговорами, на которых США публично обещали не вмешиваться во внутренние дела Ирана… Обещание, конечно, не сдержали, но… Но утёрлись перед на порядок боле слабым.
Или вспомним, как совсем недавно, в январе 2020 г., иранские аятоллы вновь подтвердили свою отмороженность – демонстративно, из мести за гибель прославившегося в Сирии генерала Сулеймани, обстреляли ракетами военные базы США в Ираке. Вновь был легитимный casus belli, открытый повод к войне. И иранцы даже ждали войну – их приведенное в боеготовность ПВО тогда из-за нервозности даже сбило по ошибке украинский пассажирский самолёт… Помните?
И что же было дальше? А было то, что Штаты вновь фактически утёрлись перед непредсказуемыми отморозками. Позже с зубовным скрипом признали сотню раненых. А уж украинский «боинг», сбитый над Тегераном (176 погибших!), вообще быстренько позабыли. Это ж не малазийским «боингом», сбитым над Донбассом, в Путина тыкать… Путин «рациональный», его можно и потыкать – в США это «рационально» понимают. И также рационально понимают, что в отмороженных иранцев подобным тыкать нерационально – им пофиг.
Кстати, напомню, что в том же январе 2020 г. иранские полицейские арестовали посла Британии, сразу как тот стал что-то вякать в поддержку несанкционированных демонстраций в Тегеране. Просто взяли и арестовали, наплевав на «дипломатический иммунитет». У нас же, в России, ровно год спустя – в январе 2021-го – ограничились бумажным «решительным протестом», когда посольство США в Москве открыто заявляло о поддержке несанкционированных демонстраций глупеньких «навальнистов»…
Ну так кого-же элиты Запада будут больше опасаться и уважать – «рационального» Путина или отмороженных аятолл?.. Вопрос риторический.
Путин опытный политик, явно способный руководитель. И спецслужбистом, несомненно, был хорошим. Но в большой геополитической игре всего этого недостаточно. Иногда в такой игре крайне важно хлопнуть ботинком по столу – т.е. перестать быть в глазах противника «рациональным игроком».
Кажется, Владимир Владимирович сам это интуитивно уже понимает, его фраза «Мы, как мученики, попадём в рай, а они просто сдохнут» – уже именно из этой оперы. Но, товарищ Президент, это всё же только слова. Пора перестать быть «рациональным» и подтвердить это не словами, а делом.
Тем более США сами предоставляют возможность – в этом сентябре сменив посла и впервые с 1780 года назначив на должность главного дипломата Штатов в России не мужчину, а тётку. На днях она прибудет в Москву. Понимаю, что выебать Линн Трейси будет нелегко, но Вы уж постарайтесь ради России, Владимир Владимирович.