Найти в Дзене

Как события 2022 года отражаются на российской театральной сцене

Оглавление

2022 год стал одним из самых тяжелых для жителей Российской Федерации: СВО в феврале, обвал экономики и закрытие иностранного бизнеса в стране, изоляция от мира, а теперь и мобилизация, начавшаяся 21 сентября. Каждый россиянин за этот год на себе прочувствовал, что жизнь кардинально изменилась далеко не в лучшую сторону.

Тяжело приходится не только рядовым гражданам, но и отдельным общественным явлениям, например, российской театральной сцене. Из России начали уезжать драматурги, режиссеры, сценаристы и актеры, а сами российские театральные коллективы лишились возможности выступать на международных фестивалях и принимать участие в мировых проектах.

Для российского общества театральный мир всегда имел особое значение. В эпоху Первой Мировой и Великой Отечественной войны актеры со сцены зачитывали фронтовые сводки и делились со зрителями новостями, посетители спектаклей принимали участие в постановках и были массовкой в сценах ключевых исторических событий.

Театральная сцена быстро реагирует на социальные и политические изменения в стране, часто обгоняя кинематограф, живопись и литературу. Создатели спектаклей стремятся донести до зрителя свою точку зрения, выстроить контакт между населением и властью, между странами. Российский мир театра исторически плотно сотрудничал с творцами со всего мира, обмениваясь опытом и персонажами: система Константина Станиславского до сих пор применяется по всему миру, а многие русские режиссеры являлись номинантами и лауреатами престижных театральных премий.

Сейчас, когда Российская Федерация практически полностью изолирована от остального мира и лишена возможности выступать на соревнованиях, музыкальных состязаниях и фестивалях, отечественный театр также столкнулся со списком серьезных сложностей. Наиболее заметными потерями для российской сцены стал уход их страны мастеров своего дела, которые работали на благо творчества страны годами. Чулпан Хаматова, Ксения Перетрухина, Римас Туминас, Дмитрий Крымов, Кирилл Серебренников, Александра Денисова, Вера Мартынов, Юлия Ауг – эти и другие драматурги, актеры, режиссеры и художники покинули Россию, поскольку лишились здесь возможности реализовывать свои идеи. Многие из них внесли огромный вклад в развитие российского театрального мира, и их отъезд нанесет отечественной сцене серьезный урон.

Сотрудничество российского и европейского театров

Театральный мир РФ был важным партнером для европейцев. Осенью проводятся престижные театральные фестивали, где российские деятели принимали участие и были желанными гостями. Многие из них проводились на территории Москвы, отчего город осенью был частью Европы в культурном плане еще больше. Сейчас сотрудничество, выстраиваемое годами, прекратилось, и оставшиеся в России творцы заметили разрыв этих связей.

В Санкт-Петербурге с 2015 года проводился международный театральный фестиваль «Точка доступа», где участники презентовали зрителям нестандартные проекты в нетеатральном пространстве. Постановки проводились на территории заброшенных отелей, домов культуры, в торговом центре, в супермаркете и даже в салоне сотовой связи. В 2020 году фестиваль проводился в онлайн-формате, поскольку мир боролся с коронавирусом.

24 марта 2022 года организаторы фестиваля заявили, что больше «Точка доступа» проводиться не будет. Они заявили, что не знают, на какой временной отрезок мероприятие выпадет из программы, но поблагодарили всех прошлых участников и посетителей фестиваля.

Новый Европейский Театр, NET – популярный международный фестиваль, проводимый ранее в столице России, в 2022 году также не состоится. Создательница мероприятия, Марина Давыдова, сообщила, что проведение фестиваля в этом году невозможно не только из-за сложной политической обстановки, но и из-за экономических сложностей. Европейские театры и их оборудование с декорациями практически нереально перевезти в Москву, поскольку усложнена визовая обстановка, и фуры с грузами будут ехать несколько недель. Перевозки реквизита и составов театра будут стоить огромных денег, отчего мероприятие рискует не окупиться, даже если все билеты будут раскуплены.

Российские театры в 2022 году оказались в подвешенном состоянии, когда неизвестно, сколько продлится изоляция и в каком направлении театралам нужно двигаться. Некоторые творцы уже сейчас начали заниматься поиском инвесторов со стороны и новых контактов, чтобы их театр не закрылся.

Деятели театральной сферы в своих социальных сетях в течение года делились впечатлениями от происходящего, рассказывая аудитории о сложностях, с которыми актерам, сценаристам и режиссерам пришлось столкнуться в 2022 году. Также они публикуют посты, где рассказывают о своих планах и идеях, которые помогут преодолеть театральный кризис.

Фестиваль «Территория»

Международный фестиваль «Территория» проводился более 17 лет, и за этот долгий период организаторы успели посотрудничать с важнейшими фигурами мирового театрального искусства. Среди самых значимых личностей, принимавших участие в мероприятии, числятся Боб Уилсон, Мэг Стюарт, Саймон Стоун, Анна Тереза де Кеерсмакер, Эймунтас Някрошюс и прочие.

Создатели «Территории» сообщают в своих интернет-ресурсах, что фестиваль такого масштаба необходимо переформатировать, однако времени на это может уйти много. Организаторы заявили, что показ основной программы будет приостановлен, поскольку иностранные коллективы не могут принимать в них участие. Репертуар будет перестроен, недостающие звенья будут замещены на команды, которые могут прибыть в Россию, и «Территория» планирует сохранить свою «международность», однако в другом формате.

Московский Центр имени Мейерхольда

Бывший художественный руководитель организации Дмитрий Волкострелов вспоминал, что мог уехать из России и продолжить деятельность еще в 2020 году, во время пандемии, однако тогда его заграничный паспорт был просрочен. Сейчас же режиссер не покидает страну, поскольку осознал для себя, что деятельность его центра важна для людей, которые остались в стране в это нелегкое время. Волкострелов призвал коллег не терять связей друг между другом и укреплять уже имеющиеся.

Режиссер заявил, что сотрудничество и объединение придает человеку силы и надежду на то, что при помощи творческого диалога мир станет лучше. Центр Мейерхольда и все актеры, которые остались в России, продолжат играть спектакли из репертуара. Те представления, которые требуют участия режиссеров и артистов, покинувших Россию, будут временно убраны из программы, однако большая часть постановок сохранится, и билеты на них можно будет покупать регулярно.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Запретит ли Евросоюз россиянам въезд в Шенгенскую зону

Как отечественная «Черноголовка» будет вымещать «Пепси» и «Кока-Колу» с рынка

Русские начали массово скупать недвижимость в Турции. Сравниваем цены