Найти в Дзене
Игорь Орлов

Старец Власий и человек, заплутавший в истине

Оглавление
Старец, схиархимандрит Власий (Перегонцев)
Старец, схиархимандрит Власий (Перегонцев)

Мужчина, Павел, заплутал и запутался в истине. Нет, не в научной, не в технической, в жизненной, спасительной. Ему стало казаться, что он тонет в океане лжи и лицемерия, которая засоряет весь информационный эфир вокруг. Телевидение, политика, работодатели, клиенты, подрядчики, и даже церковь земная – все наполнено ложью и лицемерием. Такое мироощущение привело его и к последствием – ухудшилось его внутреннее состояние, пришли беды в жизнь. Доверия никому нет, одна борьба с обманом.

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

А ведь Павел был когда-то рад жизни, успешен, все получалось, как на волне благодати. Куда же исчезло? Надо вернуть такую жизнь, вернуться в нее. Но как?

Посоветовал ему Дмитрий, хороший знакомый, чьему мнению Павел доверял, съездить в Боровск к старцу Власию (Перегонцеву). Схимник он, сказал о нем Дмитрий, когда-то подвизался на Афоне.

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Старец Власий помог бедолаге Павлу. Как?

Старания Павла.

Павел был по жизни старательным человеком. Честным, но наивным до некоторых пор. Наивность его была в том, что природу людей он переоценивал. Почему так? У него было счастливое детство, его окружали любящие и прекрасные люди, родственники и друзья. Потому у Павла выработалось следующее миропонимание: коль он сам честен и так поступает к людям, то и все люди такие, ответят тем же.

Вечная драма субъективного романтизма. Увы. Честность и доброту Павла использовали неблагоприятные люди. Павел не думал, что люди умеют так бессовестно и в таких размерах врать. Когда он с этим столкнулся многажды, то шок его был сильнейшим. Стать таким же? А не потеряет ли он от такого изменения?

Павлу повезло, он работал в иностранной компании, работал по уму, как принято в ней, и достиг успехов. В русских компаниях, с "прихотью хозяина" и поиском крайнего в случае неудач, он испытывал полное отвращение к работе. Долго на такой работе не задерживался. Не его.

Много учился Павел, сказав себе: надо разобраться. Жить по вранью не хочу. Буду искать как жить по правде успешно, но правде не изменю.

Логика, кибернетика, психология мышления и интеллекта, и многое другое. Усваивал знания, пытался их применять в практике. Но беда: мир не делался лучше, напротив. Да, правильно мыслить так, как он усвоил. Но кто так мыслит? Трудно вписаться в пространство тотального вранья, тому, кто старается жить честно.

Изучал и эзотерику, и к разным мистическим специалистам обращался, но здесь ему многое казалось путанным. В мистику человек идет, считал Павел, когда исчерпал логику, когда готов поверить в иллюзию. Но спасительна ли такая вера и такая истина?

Принял крещение в христианстве, интуитивно доверившись ему. Читал Библию Павел. Удивительно то, что начал ее читать не с Евангелия, а с последней книги - Апокалипсиса. Однако, ему помогло. Ему открылось, как мир постепенно и неуклонно тонет во лжи и к каким катастрофам это приводит и может привести.

Что помогало Павлу?

Ему помогали посты. Больше всего они. Почему, он не ведал сам. Но помощь их была существенна. Может воздержание от худого, думал Павел, более радует Бога и привлекает к человеку Его благодать, чем слова невоздержанного грешника с просьбами: дай Бог, потому что я хороший и себя очень люблю?

Что не давало ответы Павлу?

Общение в церкви со священниками не давало ему ответы на его вопросы. Поразительно одинаковы они были в советах, одна школа, но на трудные вопросы, касаемые именно его ситуации, дать ответы не могли. Переводили все на Бога. Удобный способ.

Пробовал обращаться к разным психотерапевтам. Думая, что такая жажда честной жизни может быть элементом какой-то патологии и дезадаптации. Но лично ему копание в своей душе вместе со специалистом не помогло. Денег потратил и надежды утратил.

Ездил Павел на лекции к профессору Осипову. Бодрый такой и богословски образованный старичок. Много лет в богословской теме, увлеченный. Но лекции профессора тоже не принесли ему нужных ответов, скорее, расширили мировоззрение.

Профессор богословия А.И.Осипов
Профессор богословия А.И.Осипов

И вот, наконец Дмитрий, человек, которому он доверял, дал совет съездить к старцу Власию.

«Не жди чуда, старец - не волшебник. Он опытный духовник, схимник, молитвенник. Дарами Божьими наделен. Может, подсказку даст от Бога».

Поездка к отцу Власию.

На машине из Москвы в Боровск – не столь долгий путь, доехал без приключений, быстро.

Пафнутьев - Боровский монастырь, где принимал старец Власий (Перегонцев)
Пафнутьев - Боровский монастырь, где принимал старец Власий (Перегонцев)

Там очередь огромная к старцу. Много жаждующих и страждующих. Принять Павла старец смог только в конце следующего дня.

Старец Власий.

- Заплутал я в истине, батюшка. Как вырваться – не знаю, жизнь не идет- вырвалось у Павла.

- В истине нельзя заплутать. Одна одна: ясна и проста. Можно заплутать во множестве ее искажений. Чем более сложно сочиненный человек - тем больше искажений в нем. У Бога все просто – сказал отец Власий.

Старец, Власий (Перегонцев)
Старец, Власий (Перегонцев)

Совет старца.

Старец Власий посоветовал почитать много раз и внимательно евангелие от Иоанна. Прочитать толкование святыми тех мест, которые наиболее удивят. Бог подаст разумение. Почитать про борьбу с ересями в православии: почему столь жестокой была она. Ведь одна ложная мысль, нюанс, деталь, которой поверишь и доверишься может уводить в тьму и лишать благодати Божьей. И более всего молить Христа Спасителя о крепости и ясности в истине Божьей.

Загадка старца.

Еще сказал старец Власий подумать вот над чем: Истина есть Господь Иисус Христос. Пусть поразмыслит Павел, помолится, попоститься и попросит у Бога ответ на эту загадку. Как Бог откроет понимание , так может творить неспешно Иисусову молитву. Как ее творить - много у святых написано. Пусть найдет подходящий себе способ. Но только после того, как поймет загадку, не раньше. Евангелие от Иоанна ему поможет это понять.

Икона Христа Спасителя
Икона Христа Спасителя

Благословил Павла старец Власий, Христа в помощь пожелал, а в сердце своем попросил Божьей помощи Павлу в стяжании истины Божьей и твердого отречения от того, что ее мутит и искажает.

Павловы действия.

Сначала Павел не понял ничего из сказанного старцем Власием. Но он принял к исполнению сам наказ. Стал читать евангелие от Иоанна. Прочитал и само евангелие и толкования его святыми. Прочитал и о самом апостоле Иоанне Богослове. Читал неспешно, главами, западали ему фрагменты в душу, читал толкования.

Подержал посты. В них всегда к нему что-то хорошее приходило. Вот и сейчас пришло:

«Поклоняющийся Богу поклоняется ему в Духе (Святом) и Истине (Божьей)".

Пронзила догадка свыше Павла: а он, ведь, не так поступал. У него большие колебания ума были в нещадном информационном поле. А кто льет информацию в это поле? Люди. А какие? Божьи ли?

Павел перечитал еще раз Апокалипсис, творение того же Иоанна Богослова, что и евангелие от Иоанна. Теперь ему открылось большее в этой Книге. Раньше ему казалась эта Книга мрачной и безысходной, теперь нет. Ведь Христос в ней побеждает и Правда Его торжествует. Хотя путь к Правде кровав и страдателен. Но ведь так и в Павловой жизни.

Думал он над загадкой старца. Пришел ответ. Кто он, Павел? Грешник, запутавшийся во лжи мира. А кто Христос? Спаситель, Который дал миру и ему Павлу, Евангелие Просвещения во спасение. Вот чем надо наполнять ум свой. Больше читать Евангелие, чтобы ум крепко держался в Истине.

Но это одна сторона. Вторая. Что мешает ему, Павлу, твердо видеть истину Божью? Что искажает ее? Страсти, страхи мира, страсти, страхи в нем самом. Почитание себя умным и знающим - самообман. Все себя умными и знающими считают. А между тем войны за войнами, беды за бедами, кризисы за кризисами. Значит ума то, что от Бога и нет. Без смиренномудрия, когда Бога почитаешь выше себя, нет ума от Бога, так умишко лжец.

Истина есть Иисус Христос, пришло Павлу – это еще и про Крест Господний. На нем, на святом Кресте Господнем, надо распять ложь свою. Мир может и не распнет. Его дело. Он, Павел, с Божьей помощью распнет на Божьем кресте ложь в себе и все источники ее лукавые.

После пришедшей Павлу отгадки очень и очень захотелось творить Иисусову молитву. Она сама просилась. Ведь если он, Павел, сейчас увидел, в чем помогает ему Христос как Истина, то стоит пустить в сердце молитву эту, самую сильную. Ложь ведь она не в уме сидит, глубже, в сердце. Пусть Христос, в молитве Своей, войдет в сердце его, Павлово, и очистит от неправд. Молитва Иисусова именно так и работала. Павел это увидел, почувствовал, обнаружил не по книжкам, а своем личном опыте.

Павловы изменения.

Павел удивился сам тем изменениям, что произошли с ним. Верно, Христос чувствует все наши страдания (а Павловы были огромны) и спасает. Если бы не было так, то люди бы веками не обращались ко Христу Спасителю, Христу Истине, а еще Христу Любви.

Павлу пришло главное от Бога – ясность мысли, порядок в мыслях, чувствах и действиях. Будто Господь навел Сам порядок во внутреннем мире его души, в ее укладе. А это - великое дело Божье, спасительное.

Послесловие.

Удивительные образом Павлу стали открываться моменты истины в каждой ситуации. Будто он чувствовал в реальности нерв Божьей истины. Вруны и лицемеры уже не досаждали его, не мешали ему, не могли помутить ни его ум, ни сердце не жизнь. Защита Божья?

Павел больше читал Евангелие, чем новостей политики и лжи сумасбродов. Больше и глубже молился, держал посты, меньше и проще реагировал на происки лжи мира. Если раньше буря лжи стремительно опрокидывала его, внушала ему ужас и страхи, колебала его, заставляла поверить в плохое или в призрачно хорошее, не спасительное, то теперь это была маленькая бурька в стакане. Вылил и забыл.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях