Диверсия на “Севпотоках” стала причиной глобальных событий, которые в корне меняют структуру мирового газрынка. Масштаб случившегося отражается (и ещё долго будет отражаться) на всех основных уровнях взаимодействия государств: дипломатическом, политическом, экономическом и т.д. Впрочем, обо всём по порядку.
Предыстория вопроса
И первый, и второй “Северный поток” имеют каждый по две трубы (их ещё называют нитками), проложенные для перекачки “голубого топлива”. Простейший подсчёт показывает, что всего таких ниток четыре. В результате происшествия диверсионного характера из строя было выведено три газопроводных трубы из четырёх.
Естественно, что по данному событию в РФ завели дело. Расследовать случившееся взялись и страны, которых оно тоже непосредственно затронуло. Речь идёт о Германии, Швеции и Дании. Диверсии произошли в водах, которые относятся к исключительной экономзоне скандинавских государств, а Германия является главным покупателем “лёгкого горючего”, поставляемого по первому “Севпотоку”. Кроме того, в любой момент ФРГ могла начать приобретать “голубое топливо” и по второму “Северному потоку”. Для этого, упрощённо говоря, им нужно было лишь открыть кран.
Нужно заметить, что совместное разбирательство, затеянное тремя указанными ранее странами с самого начало выглядело несколько странным, поскольку до сих пор к нему не допустили РФ. Странно это потому, что повреждённые газопроводы являются российской собственностью. Первый “Северный поток”, правда, принадлежит “Газпрому” не полностью, а на 51 процент (хотя это тоже больше половины), а “Севпоток” под вторым номером является собственностью отечественного газмонополиста на все сто процентов.
Письмо российского премьера М. Мишустина было направлено руководству трёх стран пятого октября. В нём говорилось о допуске к совместному разбору случившегося соответствующих российских структур, а также спецов отечественного газлидера. Ответа от трёх стран до сих пор не последовало, что вызвало закономерное недовольство в Москве.
Демарш за недопуск
Главы диппредставительств Швеции, ФРГ и Дании в РФ были вызваны в российский МИД, где им был выражен демарш. Причина данного дипломатического действия заключается в отсутствии ответа на обращение М. Мишустина о допуске РФ в лице представителей следорганов и специалистов отечественного газмонополиста к разбирательству по тому, что произошло с первым и вторым “Северным потоком”. Об этом стало известно благодаря сообщению МИДа России, которое было размещено на ресурсе данного министерства во всемирной паутине. В российском дипведомстве было отмечено, что начали появляться сообщения о том, что в следственных действиях, к которым почему-то до сих пор не допущены представители России, могут поучаствовать представители других государств (речь идёт о Штатах)
Было сказано, если Москва не будет допущена к актуальным данным следствия и соответствующим действиям, то РФ будет полагать, что эти три государства либо скрывают преступников, которые исполнили данные теракты, либо эти страны что-то утаивают. Как бы то ни было, а Москва никогда не признает никаких итогов разбирательства по данным происшествиям, если в следствии не будут участвовать представители РФ. Думается, что такая позиция Москвы в этом вопросе справедлива, ведь большой ущерб был причинён ни какому-нибудь другому государству, а именно России.
Ответ хабом
Дипломатия дипломатией, но на случившееся с “Севпотоками” нужно было отреагировать не только в словесной, но и реальной плоскости. Россия это сделала в лице её президента Владимира Путина, который выступил с инициативой в адрес своего турецкого коллеги по организации газового хаба на территории Турции. Президенты двух государств провели переговоры в рамках Астанинского саммита СВМДА.
Российским лидером была отмечена верность Турции партнёрским отношениям в газовой сфере в плане надёжности. Справедливо замечено, что Турция сейчас является единственной страной, которая не нарушает взятых на себя обязательств. Помимо этого, было объявлено, что в РФ изучают возможность строительства новой системы по поставке “невесомого энергоносителя”.
Итогом встречи лидеров двух государств, по сообщению пресс-секретаря российского президента Д. Пескова, стало поручение Путина и Эрдогана о проработке организации турецкого газхаба. Примечательно, что в сообщении об этом поручении использованы два очень важных слова: “детально” и “быстро”. Думается, что изучение “газхабового вопроса” будет проведено в соответствии со смыслом этих слов.
Возможные последствия
Организация нового газхаба на турецкой территории – очень большое событие, имеющее огромное значение для рынка “лёгкого горючего” в общемировом масштабе. К примеру, новую площадку можно будет использовать не только для передачи товара от продавцов к покупателям, но и договариваться об условиях торговли, а также определять цены. Владимиром Путиным было правильно отмечено, что регулирование стоимости “невесомого энергоносителя” на новом хабе будет подчиняться исключительно рыночным механизмам, без “подмешивания” в него всякого рода политики.
Очевидно, что турецкая сторона заинтересовалась российской “газовой инициативой”. Оно и понятно, ведь новая “газовая площадка” поможет турецкому государству не только обеспечить себя доступным энергоносителем, с чем и сейчас не наблюдается особых проблем, но и повысить свою роль в качестве игрока на рынке “лёгкого горючего”. Совсем недавно подобными бонусами пользовалась ФРГ и ряд других евростран. С появлением нового газхаба ситуация поменяется, а государства ЕС, в том числе и Германия, утратят свою роль распределителей и перепродавцов “голубого топлива”. Это уменьшит не только геополитический престиж данных государств, но и приведёт к потерям с финансовой точки зрения.
Другое последствие возможного появления новой “газплощадки” – доступ к недорогому топливу развивающихся государств. Снижение энергетической составляющей в структуре производственных затрат даст данным странам очевидное и довольно заметное конкурентное преимущество, которым раньше обладали еврогосударства, но теперь, судя по всему, лишились его. ФРГ, помимо прочего, придётся приобретать “лёгкое горючее” по большим ценам, чем она платила России, а это конкурентным преимуществом при всём желании назвать никак нельзя.
Таким образом получается, что новый “газхабовый” проект выгоден не только Москве и Анкаре, которые получают реальную рыночную торговлю “невесомым энергоносителем” и усиливают своё влияние, но и другим странам, которые могут приобретать “голубое топливо”, ценообразование которого обосновано исключительно рыночными процессами, а не какой-то там политикой. Думается, что данная инициатива является наилучшим ответом на случившееся с первым и вторым “Северным потоком”.
Дорогой читатель, больше интересной информации ты найдешь на сайте - «ПРОСВЕТ.ПРЕСС».
Мы в «Тelegram», в VK»
___________________________________________
Возможно Вам будут интересны другие каналы: