Найти в Дзене

Как Папа Римский звал монголов в Крестовый поход

В 1246 году курултай на реке Орхон утвердил Великим ханом Гуюка. Плано Карпини описал эту торжественную церемонию – как верховного правителя вместе с женой поднимали на большом ковре из войлока, затем пронесли между рядами собравшихся представителей знати, военачальников и дипломатов со всего света. Гуюк значительно отличался от Угэдэя. Он был жесток, скуп и подозрителен. Интересен он тем, что вел переговоры с Папой Римским, обещая захватить Европу. Папу Иннокентия IV и христианских правителей Европы приводили в ужас методы Батыя. Но поскольку монголы повели решительное наступление на мусульман, то европейцы надеялись на то, что монголы присоединятся к новому Крестовому походу. Некоторые христиане все еще верили в легенду, распространяемую, по всей видимости, несторианами о великом христианском правителе, пресвитере Иоанне, который готовится напасть на сарацин с востока. В любом случае, союз с монголами казался необходимым условием спасения христианства, особенно учитывая вражду между
Путешествие Плано Карпини ко двору Великого хана
Путешествие Плано Карпини ко двору Великого хана

В 1246 году курултай на реке Орхон утвердил Великим ханом Гуюка. Плано Карпини описал эту торжественную церемонию – как верховного правителя вместе с женой поднимали на большом ковре из войлока, затем пронесли между рядами собравшихся представителей знати, военачальников и дипломатов со всего света.

Гуюк значительно отличался от Угэдэя. Он был жесток, скуп и подозрителен. Интересен он тем, что вел переговоры с Папой Римским, обещая захватить Европу. Папу Иннокентия IV и христианских правителей Европы приводили в ужас методы Батыя. Но поскольку монголы повели решительное наступление на мусульман, то европейцы надеялись на то, что монголы присоединятся к новому Крестовому походу.

Некоторые христиане все еще верили в легенду, распространяемую, по всей видимости, несторианами о великом христианском правителе, пресвитере Иоанне, который готовится напасть на сарацин с востока. В любом случае, союз с монголами казался необходимым условием спасения христианства, особенно учитывая вражду между папами и императорами. В июне 1245 года в Лионе был проведен собор, на котором говорили о единстве христиан и о возможной защите перед нашествием монголов.

Папа Иннокентий отправил к монголам четыре посольства, из которых два возглавляли францисканцы и два – доминиканцы. Плано Карпини возглавлял дипломатическую миссию в 1245-1247 годах. Его сообщения дополняют сообщения другого монаха, Бенедикта. Хотя ценные сведения добыли все послы, особый интерес для нас представляют ответ Гуюка и совет, который Карпини дал Папе после своего возвращения. Предполагалось, что письмо Папы Великомухану должен доставить Батый, но он настоял на том, чтобы Карпини сам проделал весь путь.

В письме, которое перевозил Карпини, монголов осуждали именем Христа за все их зверства и предупреждали о том, что они навлекут на себя гнев Господа, если не прекратят резню. Кроме того, их спрашивали о причинах такого поведения и о том, что они намерены предпринять в будущем. Гуюку, по всей видимости, было известно и о содержании другого письма, которое перевозил португальский доминиканец Луис. В нем монголов призывали признать Иисуса Христа и почитать его христианским богослужением под руководством святых братьев.

Письмо Папы пришлось перевести с латинского на персидский язык и только затем на монгольский. Ответ Гуюка переводили в обратном порядке. Но Папа и Великий хан не понимали друг друга не только из-за того, что говорили на разных языках. Гуюк решил, что письмо Папы пришло от верховного правителя, которому подчиняются все остальные князья и вассалы, и что этот правитель требует подчинения и от него. За это Гуюк в своем послании выговаривал Папе Римскому и угрожал.

Вернувшись в Европу, Карпини сообщил, что монголы намерены покорить весь мир, и посоветовал всем христианам объединиться и встретить монголов лицом к лицу в битве. Он рассказал о хитростях, какие монголы применяют во время сражений, и предложил спрятать все драгоценности в пещерах.