Найти тему
СИБНИИГИМ

НЮАНСЫ РАСЧЕТА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ВОДНОМУ ОБЪЕКТУ В РЕЗУЛЬТАТЕ СБРОСА ЗАГРЯЗНЕННЫХ СТОЧНЫХ ВОД

Мы оказываем услуги по проектированию, геомеханике, производству геодезических и маркшейдерских работ для горнодобывающих предприятий. ООО «Сибирский научно-исследовательский институт горного и маркшейдерского дела». ООО «СИБНИИГИМ».
https://sibniigim.ru/
Мы оказываем услуги по проектированию, геомеханике, производству геодезических и маркшейдерских работ для горнодобывающих предприятий. ООО «Сибирский научно-исследовательский институт горного и маркшейдерского дела». ООО «СИБНИИГИМ». https://sibniigim.ru/

Ключевые темы:

Сброс сточных вод в водный объект и контроль их состава.

Выявление Росприроднадзором нарушений обязательных правил.

Расчет и взыскание размера вреда, причиненного водному объекту: отбор проб, определение продолжительности сброса, проверка исполнения предписания, уменьшение размера вреда.

СБРОС СТОЧНЫХ ВОД В ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ

В соответствии с п. 6 ст. 60 Водный кодекс РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается сбрасывать в водные объекты сточные воды, не подвергшиеся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций (далее — ПДК) вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Законом № 7-ФЗ).

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в т.ч. дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч. 4 ст. 35 ВК РФ).

КОНТРОЛЬ СОСТАВА СТОЧНЫХ ВОД

Соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, в т.ч. контроль за соблюдением требований к составу сбрасываемых сточных вод, — предмет государственного экологического контроля. Такой контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы3) (далее — Росприроднадзор).

Выявление нарушений

В ходе плановой проверки аккредитованными лабораториями по заданию Росприроднадзора производится отбор проб сточных вод. Если по результатам протоколов количественного химического анализа воды будет обнаружено, к примеру, превышение нормативов ПДК вредных веществ в водах водных объектов, установленных разрешением на сброс загрязняющих веществ в водный объект, то в акте будет зафиксировано нарушение обязательных требований, как правило, п. 4 ст. 35, п. 6 ст. 56 ВК РФ, а также ст. 22, 23, 39 Закона № 7-ФЗ. На данном этапе следует уделять внимание содержанию протоколов отборов проб и актам, составляемым по итогам.

В случае выявления Росприроднадзором при проведении плановой проверки нарушений обязательных требований, контролируемому лицу грозит не только административная, но и гражданско-правовая ответственность.

Жалоба на акт Росприроднадзора

При несогласии с фактами и выводами, изложенными в акте Росприроднадзора, контролируемое лицо вправе направить в досудебном порядке возражения по правилам, установленным для подачи жалоб на решения и предписания.

Как подать? В электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг (ст. 89, ч. 1 и п. 2 ч. 4 ст. 40 Закона № 248-ФЗ).

Когда подать? Срок подачи жалобы на акт не установлен ни ст. 89, ни ст. 40 Закона № 248-ФЗ. В первоначальной редакции ст. 89 Закона № 248-ФЗ, которая была изменена еще до вступления закона в законную силу, срок для подачи возражений на акт был установлен и составлял 15 рабочих дней со дня получения акта. Поэтому рекомендуется использовать минимальный срок, установленный для подачи жалоб на предписание, — 10 календарных дней (ч. 6 ст. 40 Закона № 248-ФЗ).

Обратите внимание: акт сам по себе не порождает для контролируемого лица каких-либо обязанностей, обжалованию в судебном порядке не подлежит, что делает значимой процедуру досудебного обжалования.

-2

Ответственность

Как правило, помимо привлечения к административной ответственности, юридическому лицу выдается предписание об устранении выявленного нарушения (например, обеспечить соблюдение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в сточных водах). Но кроме того, анализ правоприменительной практики показывает, что Росприроднадзор реализует предоставленное емузаконодательством право на предъявление требования о возмещении вреда, причиненного водному объекту (срок для добровольного исполнения составляет 30 календарных дней с момента получения претензии).

ВЗЫСКАНИЕ   РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ВОДНОМУ ОБЪЕКТУ

Сброс загрязняющих веществ в водный объект, в т.ч. в составе сточных вод с превышением разрешенных концентраций загрязняющих веществ, — достаточное основание для расчета вреда (ущерба) водному объекту и взыскания его с водопользователя. Расчет ущерба водному объекту осуществляется по формулам, предусмотренным Методикой № 87.

Сброс сточных вод, концентрация вредных веществ в которых превышает нормативы допустимого сброса, сам по себе уже причиняет вред водному объекту, т.к. загрязняет его и оказывает негативное воздействие на экологическую систему водоема.

Отбор проб для расчета вреда

Чтобы рассчитать вред, Росприроднадзор (силами аккредитованной лаборатории) отбирает не менее трех проб. Только при наличии не менее трех результатов анализов отобранных проб сточных вод, в каждом из которых зафиксированы превышения ПДК и установленных нормативов (лимитов при наличии) загрязняющего вещества, возможен расчет вреда водному объекту (п. 2 Методики № 87, разъяснение Росприроднадзора от 17.02.2020 № СР-09-01-31/4794).

Определение продолжительности сброса

Необходимость получения нескольких результатов анализов обуслов лена также потребностью определить продолжительность сброса. В соответствии с формулой расчета вреда, причиненного сбросом вредного (загрязняющего) вещества в составе сточных вод и (или) загрязненных дренажных (в т.ч. шахтных, рудничных) вод (формула № 10 Методики № 87), необходимо определить значение показателя «Т» — продолжительности сброса сточных вод с повышенным содержанием вредных (загрязняющих) веществ. Данная продолжительность определяется с момента обнаружения сброса и до его прекращения. Исходя из сроков плановой проверки, в рамках которой производится отбор и исследование проб, такая продолжительность будет незначительной. И выставленная по итогам сумма претензии может показаться несущественной, а необходимость устранения причин, способствовавшим загрязнению водного объекта, может представляться не первостепенной.

-3

К СВЕДЕНИЮ

Данное заблуждение нужно развеять: момент прекращения сброса загрязняющего вещества в составе сточных вод еще предстоит установить и удостоверить с участием Росприроднадзора.

Проверка исполнения предписания

До 11.12.2021 процедурные вопросы проведения проверки исполнения предписания были урегулированы Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 07.07.2020 № 783 (утратил силу 10.12.2021). В частности, его п. 145 определял, что проверка исполнения предписания должна быть начата должностным лицом не позднее 15 рабочих дней после истечения срока исполнения предписания (отдельных мероприятий, предусмотренных предписанием).

В настоящее время необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 95 Закона № 248-ФЗ, в соответствии с которой Росприроднадзор оценивает исполнение предписания:

• в случае истечения срока исполнения предписания;

• представления контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений в Росприроднадзор об исполнении предписания.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Истечение срока исполнения выданного Росприроднадзором предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований является самостоятельным основанием для организации проведения внеплановой проверки (ч. 1 ст. 66, п. 5 ч. 1 ст. 57 Закона № 248-ФЗ).

При наступлении одного из указанных событий, чтобы удостовериться в исполнении предписания, Росприроднадзор проводит выездную проверку, в ходе которой отбирает и исследует пробы сточных вод. Контролируемому лицу важно, чтобы проверка исполнения предписания вновь не выявила факт сброса сточных вод с повышенным содержанием вредных (загрязняющих) веществ.

Если содержание загрязняющего вещества в составе сточных вод не снизилось? В этом случае, помимо административной ответственности и выдачи повторного предписания, также включается механизм расчета вреда. При этом показатель продолжительности сброса существенно увеличивается, что, в свою очередь, заметно сказывается и на размере ущерба. Если в анализе обеих проб будет вновь зафиксировано превышения ПДК и установленных нормативов (лимитов при наличии) загрязняющего вещества, Росприроднадзор фактически доначислит ущерб за весь период действия предписания, т.е. за период с даты последней пробы, которая была сделана в ходе (первоначальной) плановой проверки, показавшей превышение содержания вредных (загрязняющих) веществ, до даты последней пробы, отобранной уже в ходе внеплановой проверки.

Чем больше отводился срок для исполнения предписания, тем больше будет сумма требования в том случае, если выполнить предписание не удалось. При этом не будет иметь значения, каким был состав сточных вод в период между плановой и внеплановой проверкой по документам контролируемого лица (см. схему).

-4

01.09.2021 первая проба

06.09.2021

вторая проба

Плановая проверка 1–10 сентября

Продолжительность сброса Т = 7 дней

07.09.2021 третья проба

Исполнение предписания(до 01.08.2022)

01.09.2022

первая проба

Внеплановая проверка (исполнения предписания)

Продолжительность сброса Т = 361 день

02.09.2022 вторая проба

Схема проведения проверок состава сточных вод

Продолжительность сброса определяется с момента его первичного обнаружения.

Поэтому очень важно при непосредственном участии Росприроднадзора зафиксировать прекращение нарушения обязательных требований, отраженных в акте проверки. За момент прекращения сброса принимается дата его фактического прекращения, устанавливаемого органом исполнительной власти по результатам выполнения водопользователем предписания об устранении нарушений, подтверждаемого результатами анализов качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных (в т.ч. шахтных, рудничных) вод, а также при необходимости анализов качества вод водного объекта.

ОБРАТИТЕ    ВНИМАНИЕ

Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинар ной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).

Размер вреда, исчисленный на основании п. 11 Методики № 87, уменьшается на величину фактической оплаты сверхнормативного (сверхлимитного) сброса вредных (загрязняющих) веществ, но только за тот же период (п. 12 Методики № 87). Однако, как правило, эти суммы незначительно уменьшают сумму требования, т.к. формула расчета вреда, установленная Методикой № 87, агрессивнее формулы определения платы сверхнормативного (сверхлимитного) сброса вредных (загрязняющих) веществ.

Если содержание загрязняющего вещества в составе сточных вод снизилось, но недостаточно? В случае когда предписание в части соблюдения нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в сточных водах контролируемым лицом выполнено частично, т.е. содержание загрязняющего вещества в составе сточных вод удалось снизить, однако в объеме, недостаточном для того, чтобы считать предписание исполненным, следует обратить внимание на п. 14 Методики № 87:

14. В случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ размер вреда, исчисленный в соответствии с п. 11 настоящей Методики, уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда.

Уменьшить сумму вреда можно, однако следует обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) затраты должны быть документально подтверждены;

2) бремя доказывания ложится исключительно на виновное лицо;3) затраты должны быть не только понесены, но и мероприятия фактически выполнены;

4) в составе фактических затрат могут учитываться специальные меры,направленные на уменьшение вреда окружающей среде, например, мероприятия по ликвидации загрязнения именно водного объекта (проведены работы по очистке русла ручья), а вот «эксплуатацию и ремонт экскаватора и автомобиля при очистке русла» в состав таких затраты включать нельзя. Есть примеры из судебной практики, когда суд счел, что такие расходы относятся к издержкам производственной деятельности. Суд требует бесспорные доказательства того, что снижение загрязняющих веществ в водоеме явилось результатом проведенных именно тех мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного сброса вредных веществ в водный объект, затраты на которые ему представляются.

-5

ВЫВОДЫ:

1) чтобы рассчитать вред, необходимо не менее трех результатов анализов отобранных проб сточных вод, которыми зафиксированы нарушения;

2) в случае неисполнения предписания период, предоставленный контролируемому лицу для его исполнения, трансформируется при расчете вреда водному объекту в параметр «Т» (продолжительность сброса), значительно увеличивая материальность требования Росприроднадзора;

3) факт информирования Росприроднадзора об исполнении предписания не является достаточным основанием для прекращения начисления вреда; факт прекращения нарушения удостоверяется соответствующими результатами инициированного Росприроднадзором исследования отобранных проб;

4) размер вреда, исчисленный по п. 11 Методики № 87, уменьшается на величину фактической оплаты сверхнормативного (сверхлимитного) сброса вредных (загрязняющих) веществ в тот же период;

5) размер вреда, исчисленный по п. 11 Методики № 87, уменьшается на фактические затраты на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса (загрязняющих) веществ и ликвидации загрязнения водного объекта или его части;

6) срок исковой давности на предъявление иска о взыскании вреда водному объекту — 20 лет (п. 3 ст. 78 Закона № 7-ФЗ).

Источник: Справочник ЭКОЛОГА октябрь 2022.