Найти тему
Анастасия Миронова

Праздник-то какой - из России уходит Danone. Правда, тоже не совсем и нехотя

Danone уходит из России! Это ведь знаковая новость, я ждала ее в череде громких хлопаний дверью. Именно от Danone. Потому что я много лет говорила, что именно эта компания олицетворяет все то чудовищное и губительное действие глобализации рынка, которая задавила в России местное производство.

Это огромная махина, с которой сложно было конкурировать и у которой в конкурентах были лишь марки такого же гиганта - PepsiCo. Все вместе они задавили российский рынок.

В сегменте молочных продуктов эти два монстра - те, кто виноват вот буквально во всем, что задавило местное производство. Чтобы оценить масштабы влияния, сначала посмотрите, какие бренды принадлежат в России Danone. Лучше - визуально

скриншот страницы Danone.com
скриншот страницы Danone.com

И - бренды молочных продуктов PepsiCo

скриншот страницы сайта pepsico.ru
скриншот страницы сайта pepsico.ru

Оценили? Кратко перечислю, что такое Danone в России

  • супердемпинг на рынке закупки молока, еще недавно он покупал у производителя молоко по 5 руб./литр, во многих регионах выхода у производителей не было, потому что фирма с помощью рыночных и не очень инструментов отваживала остальных скупщиков
  • сговор с сетями. Про долю ритейла в наценке, пресс поставщиков, обман, трюки с акциями и пр. много и подробно писала Эльвира Агурбаш, вы могли читать. Правда, у нее речь шла о мясном производстве, но в молочном - точно такие же проблемы. И во всех них без исключения повинны гиганты. Которые легче шли на сговор с ритейлом, потому что им, как европейским компаниям, проще делить и выводить хитро полученную в результате трюков прибыль, так как большинство сетей тоже давно европейские
  • большой коррупциогенный ресурс. Они могут что угодно плести в своих пресс-релизах об установке на прозрачность и пр., на самом деле именно у этих компаний были наибольшие возможности для подкупа контролирующих органов...
  • непрозрачный контроль качества и ценовой политики. У гигантов есть все возможности этот контроль остановить.

Как думаете, почему при достаточно высокой цене их продуктов (баленькая бутылочка Активиа стоит уже около 70 рублей) даже в глубинке мы на полках почти не видим альтернативы в виде местных марок? А потому что гигант давит сразу всей массой и он может прогнуть под себя рынок, который будет покупать эти бутылочки в ущерб себе и потребителю.

Я уже приводила пример: у нас в деревнях кругом колхозы, мордатые коровы ходят мимо меня на пастбище. Однако, только в нашей деревне 150 коров.

А местного молока в магазинах нет, из местных молочных продуктов встречается только новгородская сметана "Снежок"

В Луге было также: в сетях почти никогда не продавали продукты "Лактис" (качество оценить не могу, почти не покупала, пишу о самом явлении рынка), их можно было купить в сельпо или передвижных ларьках в самой Луге! В Новгороде у "Лактиса" тоже свои ларьки, а в сетях - мало. Я в Новгороде видела пока только одну торговую сеть, где можно встретить выбор местных продуктов: и молочных, и мясных, и кондитерских, это сеть "Осень" (тоже не рекламирую, была пару раз, отмечаю только факт наличия местных марок).

Увы, Danone совсем уходить не собирается, с продажей активов и пр. Он придумал какую-то передачу контроля над бизнесом. Снова тот же случай, когда силой с рынка не вытолкать. Но даже сами разговоры о его уходе и необходимости меняться уже полезны.

Это большое зло. На примере Danone в России можно изучать, как слабые и поднимавшиеся с колен страны продавали себя с потрохами гигантов за сиюминутную выручку и в перспективе теряли самостоятельность.

И не надо говорить, будто они что-то нам большое дали. Их подразделения в России стоят не на основанных с нуля производствах, а на купленных: это были местные марки и местные заводы, которых просто продали и которые стали развиваться по всем законам глобального рынка, из которых выжимали все силы, под которые выжигали все поле...

Из России уходит дорогой ширпотреб, "лухари" и дравший три шкуры Букинг. Тоже мне горе!
Анастасия Миронова7 марта 2022