Европейским политикам нужно перестать вести себя так, словно энергетический кризис – это проблема на один год, пишет The Economist. Следующей зимой регион может столкнуться с ещё большими проблемами, которые подорвут поддержку Украины.
Для сокращения спроса и увеличения предложения потребуются дополнительные меры.
Украина не может дать отпор России без поддержки и силы союзников. Недавнее стремительное наступление украинской армии показало, какую огромную выгоду она получает от западных поставок оружия и обмена разведданными. Российские ракетные удары, нанесенные на этой неделе, говорят о том, что Москва в отчаянии из-за военных поражений.
Но, к сожалению, за пределами поля боя растет недооцененная угроза для западной решимости, на которую так полагается Украина. Европа не может справиться с энергетическим кризисом, спровоцированным Россией. Этот провал может навредить не только самому региону, но и подорвать общественную поддержку военных усилий.
На первый взгляд кажется, что положение Европы сейчас не такое тяжёлое, как раньше. Несмотря на то что в этом году Россия сократила поставки газа в регион наполовину, газовые хранилища ЕС заполнены более чем на 90% за счёт обильного импорта сжиженного природного газа. Синоптики прогнозируют необычайно теплый октябрь, а это значит, что спроса на энергию будет меньше. Цена декабрьских фьючерсов на газ в Европе снизилась на 33% с середины сентября и на 50% — по отношению к максимуму во время летней паники.
И такая благоприятная картина заставляет расслабиться. Однако долгосрочные прогнозы погоды указывают на то, что ноябрь и декабрь могут быть холодными. Нынешних запасов газа не хватит, чтобы заменить утерянные российские потоки. Если их полностью перекроют, при нормальном уровне потребления уровень заполненности хранилищ станет крайне низким к марту, а в этот период ещё может быть холодно. СПГ грозит подорожать из-за холодов в Азии и восстановления китайской экономики. Но самый большой вызов — подготовка к зиме 2023-2024. Европе нужно будет опять пополнить свои хранилища, но в этот раз наверняка придётся обойтись без российского газа. Она должна будет восполнить в следующем году весь тот запас газа, который сейчас сжигает.
В связи с этим сдерживание спроса — неотложное дело. Но правительства до настоящего времени были сосредоточены на субсидировании цен на энергию и защите домохозяйств и компаний от потрясений. Италия вообще не сокращала потребление в первом полугодии 2022 года. В конце сентября из-за холодов потребление газа в Германии ненадолго увеличилось на 14,5% по сравнению со средним показателем за 2018–2021 годы. Великобритания устанавливает потолок цен на энергию и запоздало обещает провести информационную кампанию, посвященную сохранению энергии, но при этом заставляет соседей продолжать снабжать её электричеством. ЕС разрабатывает сейчас план по совместной закупке газа. Эта мера помогла бы снизить цены, но она не решит проблему нехватки ресурсов.
Некоторые страны обнародовали планы по энергосбережению. Шестого октября во Франции состоялась встреча министров, на которой была показана длинная презентация с призывом понизить температуру в бассейнах и вводить прогрев помедленнее. Одиннадцатого октября испанский кабинет одобрил ряд мер. Германия обнародовала хитроумный план по снижению стоимости счетов и поощрению энергосбережения. Но в целом страны ЕС действуют разрозненно и вряд ли смогут снизить спрос на 15%. Достижение этой цели будет иметь важное значение, если Россия полностью перекроет поставки, причём даже при заполненности СПГ-хранилищ. Но эта цель добровольная, и в ней есть масса исключений.
Альтернативой сокращению спроса могло бы стать увеличение предложения, но и здесь правительства тянут время. Германия неохотно продлевает срок работы двух своих атомных электростанций. Разрешение было выдано только до апреля 2023 года. Франция выступает против нового газопровода из Испании в Германию, который бы позволил импортировать больше СПГ в остальные европейские страны. Французское правительство заявляет, что трубопровод противоречит климатическим целям Европы, но циники предполагают, что оно на самом деле стремится таким образом защитить свою ядерную энергетику.
Но недальновидность Европы главным образом заключается в том, что она не может воспользоваться своими запасами газа. Нидерланды могут похвастаться газовым месторождением в Гронингене. Оно и без всяких новых инфраструктур могло бы покрыть половину объёма голубого топлива, который Россия раньше поставляла в Германию. Но добыча там ведется на минимальном уровне, а на 2024 год запланировано закрытие месторождения. Голландское правительство опасается гнева местных жителей. В прошлом они жаловались на то, что добыча газа вызывает подземные толчки.
Чтобы месторождение в Гронингене заработало на полную мощность, необходимо укрепить как минимум 22 тысячи домов, которые могут оказаться под угрозой повреждения из-за добычи газа. Расходы на компенсацию владельцам этих домов, то есть на самом деле всем жителям города, составили бы лишь часть возможных доходов от газового месторождения. И это ещё доходы без учёта экономической и стратегической выгоды от замены российского газа. Учитывая ставки украинского конфликта, плановое закрытие месторождения в Гронингене было бы чрезвычайно глупым решением.
Европейские политики должны перестать вести себя так, словно нехватка энергии — это проблема на одну зиму, которую можно решить раздачей субсидий. Пока они не сосредоточат усилия на балансе спроса и предложения, есть риск столкнуться с более серьёзным и разоряющим энергетическим кризисом в 2023-м и в последующие годы, за который больше всего в итоге заплатит Украина.