Сервис «Детали» для поиска и продажи запчастей для автомобилей и мотоциклов в Telegram. Это не какой-то очередной бот, как могут подумать некоторые, а полноценное приложение в мессенджере. Не просто еще один поисковый сервис — это настоящая революция!
Telegram-приложение «Детали»
Сайт приложения «Детали»
Всем привет! Меня зовут Дмитрий Сапаров. Я создатель сервиса поиска автозапчастей в Telegram «Детали», про который сегодня и будет рассказ. Это не какой-то очередной бот, как могут подумать некоторые, а полноценное приложение в мессенджере. Не просто еще один поисковый сервис — это совершенно новый подход к продажам и коммуникациям между покупателями и продавцами.
Telegram-приложение «Детали»
Идея Telegram-приложения для поиска автозапчастей родилась совершенно случайно, во время разговора на тему туризма в Южной Америке. Казалось бы — какая связь? Попробую рассказать все с самого начала.
Не знаю, как у вас, но у меня все в жизни все происходит как бы случайно, но если разобраться в деталях, то происходящие события выглядят абсолютно закономерными и каждый новый жизненный период логично продолжает все предыдущие.
Родился я в Узбекистане, жил в России, Аргентине, Колумбии, Мексике, Китае и Гонконге. Работал во многих сферах: дизайн, маркетинг, преподавание, был арт/креативным/генеральным директором, главой иностранного представительства. Последние четыре года трудился в российско-гонконгской компании, которая производит и продает запчасти для автомобилей. Изучая рынок, я понял, что в России, в данный момент, присутствует какое-то невероятное количество платформ и сервисов для поиска автозапчастей по сравнению с остальным миром. В других странах, как правило все ограничивается одним-двумя крупными универсальными ресурсами, на которых продается вообще все, у нас же на вскидку можно назвать десяток специализированных площадок для поиска/подбора автозапчастей, которые у всех на слуху, множество менее известных, и постоянно появляются новые. Тем не менее, летом 2022 я придумал и создал еще один сервис поиска и продажи запчастей для автомобилей и мотоциклов в Telegram — «Детали».
«Вообще-то, незначительные Детали обычно важнее всего». Шерлок Холмс, гениальный сыщик
Какой смысл лезть на такой высококонкурентный рынок — спросите вы? Да, сервисов поиска запчастей много. Но, это разнообразие говорит о том, что нет ни одного ресурса, который бы отвечал всем требованиям покупателей и продавцов. Каждая площадка занимает свою нишу и многие (даже самые известные) по функционалу и юзабилити задержались где-то в конце 90-х. Поэтому современный поисковый сервис в Telegram, вполне может найти свою аудиторию. Особенно, учитывая, стремительно растущую популярность Telegram, и других мессенджеров.
Нет никаких сомнений, что на данный момент Telegram — самый удобный и технически продвинутый мессенджер. А представленная в мае 2022 технология Telegram Web Apps (приложения внутри мессенджера) открывает безграничные возможности как для разработчиков, так и для пользователей. Telegram постепенно превращается из обычного мессенджера в некое супер-приложение, объединяющее в себе социальную сеть, новостной ресурс, поисковую систему, а теперь и платформу, на которой можно создавать фактически любые приложения.
В последние годы было много стартапов, создававших поисковые боты запчастей для Telegram, но все они так и не взлетели. Во многом потому, что на мой взгляд они пошли по тупиковому пути переноса функционала привычных сайтов автозапчастей в Telegram — создавали огромные базы данных, подключали каталоги, определяли авто по VIN-коду, добавляли товары — пытались создать традиционный Интернет-магазин в мессенджере. Но, тогда Telegram не обладал нынешними техническими возможностями, да и пользователи еще не созрели для перехода с привычных платформ. Сегодня ситуация явно изменилась.
Как это работает для покупателя?
Главное отличие сервиса «Детали» от всех существующих «классических» в том, что покупатели используют для поиска запчастей и общения с продавцами мессенджер Telegram на своем смартфоне. Покупатели создают в Telegram-приложении «Детали» запрос, в котором указывают все необходимые данные о ТС и нужной запчасти, могут добавить комментарий, фото и даже голосовое сообщение. Этот запрос получают все продавцы, зарегистрированные в сервисе и подходящие под условия запроса (регион РФ, марка ТС).
Видео:
Начало работы в сервисе «Детали». Добавление ТС в «Гараж»
Создание запроса на поиск запчасти в Telegram-приложении «Детали»
Получение предложений от продавцов в Telegram-приложении «Детали»
Продавцы принимают и обрабатывают запросы покупателей в личном кабинета на сайте сервиса «Детали» (в небольшой CRM-системе). В ответ они отправляют своих предложения по цене, качеству и вариантам доставки запчастей. Если покупатель выбирает предложение одной из компаний, он переходит в прямой чат с менеджером этой компании в Telegram. Дальнейшие коммуникации между покупателем и продавцом, оформление покупки и оплата запчастей происходят напрямую, без участия сервиса.
То-есть, сервис «Детали» помогает доставить запрос покупателя максимально широкому кругу продавцов. А продавцам помогает отфильтровать холостые обращения. Конверсия целевых действий (контактов покупатель с продавцами) в сервисе «Детали» очень высокая, поскольку покупатель указывает необходимые данные ТС и нужной запчасти, а продавец отправляет предложение, будучи уверенным, что необходимая деталь есть в наличии. В результате, покупатель выбирает из реальных предложений продавцов.
Наш сервис, конечно, не решит всех проблем и не сможет стать заменой всех существующих ресурсов. Но, это совершенно новый коммуникационный и рекламный канал, открывающий возможности, которых ни у продавцов, ни у покупателей никогда не было.
«Чтобы ездить на хорошем автомобиле, не нужно разбираться в деталях. В деталях нужно разбираться, чтобы ездить на плохом». Стас Янковский
Все владельцы автомобилей рано или поздно сталкиваются с необходимостью чинить автомобиль. Делают это все по-разному. Автовладельцев можно условно разделить на несколько категорий:
— Люди, которые не хотят погружаться в тему и просто отвозят свой автомобиль в мастерскую, перекладывая покупку запчастей на специалистов. Эти, пожалуй, не наша аудитория;
— Собственно, сами специалисты, которые ремонтируют автомобили. Они хорошо знают где и что нужно покупать, но не всегда у проверенных источников в основном есть необходимое, но не всегда;
— Продвинутые водители, разбирающиеся в теме и способные в большинстве случаев найти запчасти самостоятельно. Если вы хорошо разбираетесь в автомобилях, то можете довольно точно подобрать номер нужной запчасти в каталогах, и потом найти эту деталь на одной из известных площадок или в поисковых системах. Но, в любом случае нет 100% гарантии, что вы найдете и купите именно то, что нужно, поскольку всегда есть нюансы. На собственной практике убедился, что процент возвратов по при причине ошибок с подбором запчастей по применяемости высок;
— Значительная группа автовладельцев, которые не обладают глубокими познаниями, но в состоянии разобраться в большинстве вопросов самостоятельно или с помощью консультантов. Да, вам помогут с подбором менеджеры компании-продавца, которые сами пробьют деталь по каталогам и найдут нужный вариант. Но, кто знает, насколько внимательный и квалифицированный менеджер работает с вами? Вероятность ошибки все-равно остается;
— Отельная категория покупателей, которые ищут какие-то редкие или дефицитные товары. Такие вынуждены «рыть землю» закидывая продавцов вопросами в чатах на различных площадках и бесконечно обзванивая магазины.
Нужно потратить много времени, чтобы найти какую-то экзотику. Даже если на каком-то сайте указано, что запчасть есть в наличии, это ничего не значит. Дело в том, что большинство магазинов торгуют не только (и даже не столько) своим собственным наличием, а размещают у себя прайс-листы оптовых поставщиков. Поэтому одна и та же запчасть выложена одновременно на многих интернет-ресурсах от разных компаний-посредников.
С дефицитными запчастями несколько иная ситуация. Все, детали, которые пользуются большим спросом раскупают моментально. Например, приходит на разбор автомобиль и самые популярные запчасти с него продают еще до того, как начинают разбирать. Поэтому покупатели вынуждены безрезультатно «долбить» продавцов по телефону и в чатах;
— Довольно многочисленная группа покупателей, которые ищут самые низкие цены. Такие клиенты готовы ради выгоды в 50-100 рублей поехать на другой конец города, могут искать запчасти в других регионах или заказывать на китайских маркетплейсах — где дешевле. Если ремонт автомобиля некритичный, то можно подождать, конечно. А если что-то срочное? Алиэкспресс не всегда подойдет;
— Ну, и последняя группа, назовем их любя «чайниками», которые знают про свою машину, только что это предположим «Тойота» и она синяя. Про номер запчасти у них можно даже не спрашивать. Все существующие сервисы тут бессильны, а вот в приложении «Детали» таких покупатели могут просто отправить фото или голосовое сообщение, и пусть теперь продавцы ломают голову над задачей))
Кто из вышеперечисленных категорий покупателей потенциальная аудитория сервиса «Детали»? Да, практически все в большей или меньшей степени:
— все, кто не хочет тратить свое время;
все, кто не разбирается в теме и не желает в нее углубляться;
— все, кто разбирается в теме, но не может или не хочет заниматься поисками;
— все, кто ищет редкие и дефицитные товары;
— все, для кого важна цена.
Так в чем же основные преимущества сервиса «Детали» для покупателей?
Ну, во-первых, это удобно! Приложение «Детали» всегда под рукой — в вашем Telegram. Все действия происходят в мессенджере без необходимости переходить на другие ресурсы, или использовать сторонние приложения.
Нужно только один раз добавить свое транспортное средство в «Гараж» и создавать любое количество запросов на поиск запчастей, которые будут разосланы всем продавцам, которые сами пришлют вам предложения, а вы выберете лучшее.
Вы покупаете запчасти на самых выгодных условиях без посредников и дополнительных накруток. Мы проверяем все компании, регистрирующиеся в сервисе, поэтому нас только надежные поставщики. Кроме того, рейтинг продавцов и отзывы других покупателей сделают вашу покупку безопасной.
Почему сервис «Детали» нужен продавцам автозапчастей?
Теперь, надеюсь, все согласятся, что для покупателей сервис «Детали» просто находка. А что, если посмотреть со стороны продавца?
Мы не будем подробно разбирать все нюансы работы с клиентами на рынке автозапчастей — это тема для отдельного разговора. Перечислю лишь основные проблемы, с которыми сталкивается каждая компания ежедневно.
Конкуренция на рынке автозапчастей постоянно растет. Компании вынуждены все больше тратиться на рекламу в поисковиках и на специализированных площадках, при этом эффективность некоторых каналов постоянно снижается. Например, еще недавно контекстная реклама приносила основной поток заказов, но с появлением маркеплейсов и развитием специализированных ресурсов эффективность контекстной рекламы сократилась настолько, что многие компании вообще от нее отказываются. Плюс ко всему пандемия коронавируса сильно обострила конкуренцию и на онлайн-торговлю вынуждены были перейти даже самые далекие от этого компании.
Какой процент контактов с покупателями с рекламных источников или органического поиска заканчивается продажами? У всех компаний по-разному, но в любом случае, минимум 60% от общего числа лидов не заканчиваются ничем. Процент холостых переходов с платной рекламы огромен — покупатели приходят и уходят, не найдя нужной запчасти, или продолжая поиск более бюджетных предложений.
Сколько запросов от покупателей компании теряют из-за разницы в часовых поясах, выходных и праздничных дней или когда менеджеры просто не успевают отвечать на все звонки и запросы в чатах?
Задача привлечение клиентов с каждым годом требует все больших усилий и финансовых затрат, при этом эффективность привычных рекламных каналов снижается. Безусловно, есть какой-то процент постоянных покупателей, но он в лучшем случае не превышает и половины от общего числа. Потому все участники рынка вынуждены постоянно искать новые возможности.
«Внимание к Деталям в огромной степени определяет успешную реализацию бизнес-идей». Ричард Брэнсон, гениальный бизнесмен
Сегодня больше 70% поискового трафика приходится на мобильные устройства, но подавляющее большинство сайтов компаний и специализированных ресурсов плохо адаптированы под мобильные версии, либо не адаптированы вообще. Отчасти по этой причине львиная доля всех покупок (а с Б/У запчастями все 100%) происходят через обязательную консультацию с менеджером компании. Почему? Ну, во-первых, на автомобильных сайтах зачастую сложно что-то найти по причинам технологической отсталости этих сайтов. Во-вторых, только немногие компании качественно работают с собственной информационной базой и контентом. У большинства продавцов полнейший бардак в наименованиях запчастей и применяемости, значительная часть товаров без фото и полноценного описания. В-третьих, надо убедиться, что найденная на сайте запчасть — это именно то, что нужно. Поэтому без общения с менеджером никак не обойтись. На маркеплейсах, например, без предварительной консультации покупают чаще, но и процент возврата по этой причине существенно выше. Да, и далеко не все товары автозапчасти представлены на маркеплейсах.
Другая проблема — интеграция собственной базы с внешними площадками и маркеплейсами. Как известно, чем сложнее схема, тем выше вероятность ее отказа. А для интеграции со сторонними ресурсами нужно чтобы у компаний были качественно реализованы собственный сайт, база, складская и бухгалтерская программы. Даже если компания пользуется одной из специализированных платформ для торговли запчастями, у которых реализована интеграция с основными ресурсами, это не гарантирует безотказной работы. Все внешние торговые площадки тоже не всегда работают как часы. Скажем честно — с обоих сторон регулярно случаются сбои и нештатные ситуации, влияющие на общий процесс.
Так вот сервис «Детали» как-раз и помогает решить большинство из вышеперечисленных проблем!
У нас минимальное количество холостых обращений покупателей — продавцы сами отправляют предложения по тем деталям, которые у них есть в наличии.
Нет никаких интеграций. Самое сложное — зарегистрироваться и правильно указать свои данные, выбрать регионы и марки ТС, с которыми будете работать.
Не нужно переходить со сторонних ресурсов в мессенджеры, все общение и так происходит в Telegram. Продавцы получают доступ к неограниченному числу потенциальных клиентов, и количество пользователей Telegram постоянно растет.
Компании экономят бюджеты на рекламу, поскольку стоимость подписки и целевого действия в «Детали» самая низкая среди всех существующих специализированных площадок, намного дешевле маркеплейсов и контекстной рекламы.
Оплата покупки происходит напрямую между покупателем и продавцом без участия сервиса, и не нужно ждать выплат как это бывает с другими площадками и маркеплейсами.
Резюмируя все вышесказанное, сервис «Детали» — отличный вариант для компаний, дополняющий все существующие рекламные каналы, простой, удобный, недорогой и очень перспективный.
«Разница не столько в Деталях, сколько в ньюансах их применения». Владимир, фамилию не знаю, к сожалению))
Техническая реализация проекта
О технической реализации проекта можно сказать значительно меньше, чем о маркетинговой составляющей. Безусловно, самое главное — новая технология Telegram WebApps, благодаря которой стало возможным делать полноценные приложения. Остальной стек довольно стандартный: бекенд — PHP, MySQL, фронтенд — HTML, CSS, JavaScript, jQuery.
Многие считают это устаревшими решениями и отдают предпочтение микросервисной архитектуре. Начиная проект, мы рассматривали разные варианты технического решения, но, учитывая, что структура приложения довольно простая, нет больших баз данный и каких-то ресурсоемкий процессов, мы решил реализовать все вышеперечисленными средствами.
Еще важный момент — Telegram WebApps абсолютно новая технология и проверенных решений для нее нет, тч сервис «Детали» — это своего рода эксперимент, который лучше было реализовать понятными, проверенными и что немаловажно — более экономичными инструментами.
В общей сложности на реализацию проекта с момента зарождения идеи до запуска сервиса прошло около четырех месяцев и было сделано силами трех людей: ваш покорный слуга (концепция, общее руководство, вся содержательная часть, сайт, маркетинг), Денис Винаков (разработка) и Светлана Кочерова (административная и юридическая часть), плюс внешний подрядчик по настройке и поддержке сервера и и тестировщики. А, ну еще и весь предыдущий жизненный и профессиональный опыт, о котором было сказано выше))
Помните, я в самом начале сказал, что идея сервиса поиска запчастей родилась во время обсуждения туризма в Южной Америке? И это не было случайностью. Дело в том, что следующий наш проект на технологии Telegram WebApps будет посвящен именно туризму. Идея изначально и была связана с туристической сферой, а с запчастями я решил попробовать в качестве эксперимента, используя мой актуальный опыт и знания этого рынка. Тч, сейчас мы параллельно с «Деталями» работаем над новым приложением и уже обсуждаем следующее.