С некоторых пор я если что-то и смотрю – то мультфильмы. Изредка – фильмы-сказки, если они спокойные, красивые и про хорошее, но мультфильмы, как сами понимаете, чаще подходят по этим критериям.
Вчера удалось пересмотреть мультфильм, название которого в русском переводе звучит как «Волчьи дети Амэ и Юки».
Сюжет, на первый взгляд… как говорит мой сын, «без историй». Он про женщину, которая отдала всю жизнь своим детям. Дети, причем, от нее ушли-уехали своей дорогой, еще и в совсем юном возрасте, сын – так и вовсе в 10 лет.
Вот только в привычном нам «отдала всю жизнь» заложен двоякий смысл. Вроде бы сама отдала, а вроде бы и «совершила жертву», то есть ей должно быть плохо и больно. Поэтому когда я сию привычную, а на самом деле очень неправильную фразу вчера сказала при муже, он бурно вступился за главную героиню: «Ничего она не «отдавала»! Она жила, была счастлива с детьми, и ей было хорошо!»
Вот именно об этом и хотела я, наверное, написать. Потому что героиня мультфильма... Она цельная, как только может быть цельным человек. Выносливая до невероятности, а этот дар в наши дни встречается все реже и реже. Очень здоровая душевно, потому что с юности знает, что именно ей нужно, спокойно принимает это и идет к своей цели. Когда герой говорит о том, как он хочет, чтобы у него был дом, она – влюбленная в него с первого взгляда – отвечает: «Хочешь, я буду встречать тебя в этом доме каждый день?»
На следующую встречу он не приходит. Она садится у дверей уже закрытого кафе – а вокруг предрождественская суета и снег – и ждет его. Нет, это не про забитую девочку и нарцисса-абьюзера, это не модный сюжет. Это про полное доверие. Про то, что она почувствовала в прошлый раз: есть какая-то боль, что-то, что он боится открыть, и это не рисовка. И он все-таки приходит, чтобы рассказать ей… Конечно, сюжет сказки, как и положено, совершенно сказочный. Но пусть хоть в сказке все остается без подвоха.
Её зовут Хана («Цветок»). Её отец хотел, чтобы она была «веселая, как цветочек», который распустился во дворе в день ее рождения. Он же учил: всегда улыбайся, если даже совсем плохо. Вас тоже «триггернуло»? Вот и меня. Потому что за такой фразой мне слышится «хлеба не дают и плакать не велят». А в фильме все оказалось иначе, всё объясняется просто и по-хорошему: ее отец считал, что если улыбнуться – то это поможет справиться с трудностями.
Малыши-погодки рождаются у счастливых родителей дома: из-за тайны отца этих детишек нельзя никому показывать. То же самое продолжается и дальше: живя в городе, Хана не может обратиться к доктору даже при опасности смерти ребенка, ее начинают подозревать в плохом обращении с детьми… С этим она сталкивается уже будучи одной: когда младшему сыну, Амэ, не было и года – отец детишек погиб.
Хана собирается и переезжает в горы, в разрушенный дом на отшибе, откуда и до деревни-то далеко, не говоря о школе или больнице. С двумя малышами на руках, с минимумом сбережений. Она начинает обрабатывать поле, ничего не зная и не умея, все гибнет раз за разом, деньги кончаются… когда ее навещает старый ворчливый дед. «Всё переделывай!» «нужно еще одно поле!» «Неправильно!» — только и слышно от него. Напоминаю: необработанная земля. Маленькая хрупкая женщина, потерявшая мужа, с беспокойными двумя малышами (Юки – непослушный сорванец, все рушащий на своем пути, Амэ – пугливый и робкий), только что в одиночку, под ливнями и ветрами, приводившая в порядок дом с текущей крышей! В конце дня она падает с ног. А дед, ходящий вокруг, слышит от нее только «спасибо» и ругается, что у нее все время «рот до ушей». Какая-то невероятная любовь, и благодарность, и смирение, и терпение, - настоящие, естественные, без малейшего надрыва или само-насилия. Она живет, она счастлива каждый момент.
Внезапно сельчане, которые только смеялись над ней да судачили, начинают приезжать и оказывать поддержку, привозить вещи, продукты, помогать на поле. К изумлению героини, все это организовал тот самый ворчливый дед! А помогал только словами он понятно почему: ему уже за 90…
Девочка начинает ходить в школу, и мать устраивается работать. Устраивается она, опять же, не на большие деньги и не кем-то востребованным: ее работа связана с охраной и изучением природы. Она хочет ее знать. С этим будет связан, кстати, единственный «надрыв»: зная, какую тайну хранят ее дети и сама интересуясь природой, она восстанет против желания своего ребенка в тот момент, когда ее сын захочет стать частью этой природы. Но и здесь – поняв, что ее сын счастлив – полностью примет его решение.
С первых дней кажется, что «в природу» уйдет активная и даже хищная девочка, а пугливый братец, не способный дать отпор даже кошке, останется с людьми. Но совершенно естественным образом именно «приземленная» Юки уходит к роду человеческому, сначала – потому что хочет быть как все, но потом именно в этой среде в ней начинают появляться первые не-хищные чувства. А Амэ, над которым она так смеялась, поэтичный и хрупкий Амэ – отказывается от человеческого облика. От себя мне так и хочется ввернуть, что, видимо, люди – бОльшие хищники, чем звери… но мультфильм слишком добрый, чтобы делать такие выводы.
Мать остается одна в доме на горе. В доме, где прошли ее страшные для нас, но счастливые для нее годы. На последней фотографии она прощается с дочерью и – как всегда, улыбается. Потому что так легче справиться с трудностями. А на последних титрах – песня про материнскую любовь. Любовь – радость каждый миг, любовь – умение навсегда отпустить.
Мультфильм снимался, наверное, не для детей. Не потому, что пару раз на экране — объятия молодых влюбленных на супружеском ложе, и не потому, что, как и во многих японских мультфильмах, иногда есть натуралистичное изображение тех моментов, которые у нас показывать не принято. А потому, что понять, о чем этот мультфильм, для чего он вообще сделан – способен только взрослый. Кто-то проживет или «прогорюет» какую-то свою жизненную ситуацию у экрана, кто-то что-то переосмыслит.
А дети… Ребенок-Юки , скорее, будет разочарован сюжетом, — ни тебе погонь, ни происшествий, — и это нормально. Впрочем, если ребенок лиричен, как Амэ, тогда семейный вечер удастся.
И да: если нужна почва для разговора с сыном или дочкой именно о родителях и детях, о ваших взаимоотношениях , о том, как прошли для вас годы их детства – тогда это подходящий фильм. Тогда – в дорогу к старому дому в горах, где живет и не стареет улыбчивая Хана. Где рассказывает историю своей матери что-то успевшая понять подросшая Юки. Где древний лес слышит клич своего нового хозяина, некогда носившего у людей имя Амэ.
Автор: Юлия Кулакова, писатель и мама
Фотография: Кадр из мультфильма "Волчьи дети Амэ и Юки", Кинопоиск