С молодой художницей Стефанией Янковской, проиллюстрировавшей для нашего издательства три очень разных книги, поговорила Ольга Лукас, автор недавно вышедшей книги «Мопс и Каракуля» с рисунками Стефании.
О. Л. Спасибо за Мопса и Каракулю, теперь по-другому я их и не представляю! И первый вопрос такой - есть ли у тебя знакомый мопс? И если нет, то где ты наблюдала за этими пёсиками, чтобы передать в рисунках все их эмоции? У меня вот мопса нет, но мы с дочкой просто обожаем этих собак. Как увидим мопса на улице - начинаем преследовать. Все мопсы по дороге от школы домой знают нас и радостно бегут навстречу. Их хозяева тоже сразу нас узнают и пытаются перейти на другую сторону улицы, но мы проворнее. Так вот, мопс, нарисованный тобой, похож на всех этих мопсов разом!
С. Я. Как приятно слышать такие слова, особенно от автора! У меня тоже нет знакомых мопсов, так что я с ними знакомилась на улице или наблюдала в парках.
О. Л. Наверное, трудно было рисовать Каракулю? Это ведь зачириканный карандашом рисунок, существо без внешности, клубок с глазами. Да ещё и нитка всё распутывается и распутывается. При этом тебе удалось отразить разные переживания на её как бы и не существующей мордочке.
С. Я. Кстати, как раз Каракуля нашлась быстро и легко. Помогло то, что в тексте она бросала нитку и распутывалась, так что образ клубка пришёл сразу. Было очень интересно рисовать, как она постепенно превращается из непонятного существа в <сохраним интригу!> и передавать ее эмоции только через глаза и штрихи.
О. Л. Практически все иллюстрации в книге вырываются за рамки и распространяют своё влияние на весь разворот - Мопс и Каракуля бегут со страницы на страницу, волна плещет, ёлка протянула лапу на соседнюю полосу. Это было предусмотрено макетом книги или ты сама решила вывести персонажей за рамки, назло вредному Карандашу?
С. Я. Когда я читала рукопись, то идея с динамичными иллюстрациями тут же пришла в голову. В книге про свободу и иллюстрации должны быть свободными!
О. Л. Герои книги - ожившие рисунки, и у тебя получились очень живые иллюстрации! Как удалось их «оживить»? Есть какие-то секреты, которыми ты можешь поделиться?
С. Я. Ха-ха, секрет не скажу! Потому что и секрета нет. Персонажи просто «рисуются» и получаются! Конечно, после рисовальных поисков.
Кстати, а поиски очутились на форзаце.
О. Л. А с какого рисунка началась для тебя эта сказка? Какую иллюстрацию ты нарисовала первой? Может быть, у тебя сохранились эскизы рисунков, наброски, черновики? Так всегда интересно заглянуть в мастерскую художника!
С. Я. Первой иллюстрацией стала встреча Мопса и Каракули. Вот поиски
А вот эскизы
О. Л. Моя дочка любит мопсов (я уже это упоминала) и любит рисовать. Но не знает, как нарисовать мопса, с чего начать. У мопсов ведь очень сложная, морщинистая мордочка. Какие главные штрихи нужно сделать, чтоб даже на детском рисунке мопс был похож на мопса?
С. Я. Вот такие.
О.Л. Ура, теперь у меня весь дом будет в нарисованных мопсах! А вообще, иллюстрируя книгу про детские рисунки, ты вспоминала, как сама рисовала в детстве? Может быть, даже какие-то образы из детства использовала?
С. Я. На страницах 46-47 рисуют две девочки (точнее, одна рисует, а другая калякает), а вокруг раскиданы мои детские рисунки и рисунки племянниц и племянников.
О. Л. Герои книги «Мопс и Каракуля» - детские новогодние рисунки. Как мы видим, далеко не все они - про Новый год, потому что дети рисуют, что хотят. «Вот вам мой новогодний мопс, потому что я люблю мопсов» - это такая типичная ситуация! А что бы было на твоём новогоднем рисунке?
С. Я. Может, летающие коровы? Почему бы и нет.
О. Л. Честно признаюсь - кот и кошки, которые устраивают новогодний концерт - это Элиза, Муся, Плюшка и их друг Ван Гог из моей книги «Кошачье детективное агентство». Мне захотелось представить, что какой-то ребёнок взял и нарисовал их в образе новогодних музыкантов. Это такой привет читателям от автора. И мне кажется, что ты тоже передала читателям свой привет: ведь компания, сидящая за новогодним столом, очень похожа на персонажей проиллюстрированной тобой книги «Что где едят». Это намеренное сходство или случайность?
С. Я. Мне ужасно нравятся такие штуки - аллюзии и всякие скрытые послания! Компания пришла из «Что где едят», и часть блюд оттуда.
О. Л. Давай поговорим про «Что где едят». Я в восторге от этой книги! Получилось настоящее кулинарное путешествие вокруг света, как и задумано. Проняло даже такого равнодушного к кулинарным изыскам человека, как я! И сколько же в книге разных интересных типажей, которые готовят, едят, разговаривают, сидя за столом. Есть ли среди них кто-то, кого ты рисовала с натуры?
С. Я. Очень забавно, что я тоже не очень интересовалась готовкой до начала работы над книгой, но мы начали делать ее после начала пандемии, так что все сложилась и я начала готовить с интересом и удовольствием. А настоящих людей там куча! Это была идеальная книга, чтобы там рисовать своих друзей и знакомых. Правда, некоторые потом были не очень рады, но я старалась! Например, в Испании за столом сидит семья моего парня, а вся еда на столе была очень строго проверена и я ее переделывала несколько раз.
И теперь возле Барселоны есть городок, в котором очень много фанатов нашей книги. Пельмени готовят моя сестра с семьей.
А ирландец сначала приготовил хлеб, одобрил рецепт, и я его нарисовала за готовкой.
О. Л. Книга «Что где едят» поражает размерами. Когда смотришь на фотографии, она кажется более изящной, лёгкой. Всё дело в воздушных иллюстрациях - сколько же их было нужно сделать? Как долго ты работала над этой книгой? И кто размещал их на листе - ты сама или верстальщик?
С. Я. Начали в марте 2020 года, ого! А как будто недавно. На каждом развороте очень много деталей и поисков, так что заняло много времени. А кто придумал рисовать рецепты, не помню абсолютно, кажется, что это обсуждали с самого начала. Вообще с начала работы над книгой мы все вместе обсуждали, как она будет выглядеть и пробовали сделать разные варианты одного разворота, пока не пришли к идеальному варианту!
О. Л. Какой рецепт из книги понравился тебе больше всего? Мне вот сразу захотелось приготовить макароны, ой, то есть, конечно же, спагетти олио и пеперончино по рецепту, которым поделился итальянский переводчик Лоренцо (что я и сделала, потому что все ингредиенты были под рукой).
С. Я. По некоторым рецептам я готовила одновременно с рисованием, например, фрикаделлен из Бельгии или палак-панир из Индии, а с апельсиново-миндальным тортом уже была знакома и до выхода книги. А сейчас очень хочется приготовить суп ацтеков - в такую погоду точно согреет.
О. Л. Вообще, каково это - рисовать еду? Особенно - вкусные экзотические блюда? Наверное, тебе постоянно хотелось съесть что-нибудь этакое!
С. Я. Очень! Особенно когда приготовила себе на обед яичницу, а очередь рисовать Том Кха Кай.
О. Л. Впервые я познакомилась с твоими рисунками, когда увидела иллюстрации к «Процессу» Франца Кафки. Какие ощущения ты испытывала, приступая к этой работе? Волновалась? Это же классика, у читателей уже есть своё видение.
С. Я. На удивление я вообще не волновалась, хотя это и была моя первая книга. Намного больше я волновалась с кулинарной книгой и с мопсами. А для «Процесса» нарисовала все иллюстрации за месяц. И до сих пор очень ими довольна!
О. Л. Ты сама приняла решение, что иллюстрации должны быть несколько сюрреалистичными?
С. Я. В этом случае текст полностью диктовал стиль, у меня просто не было выбора! Текст ещё сюрреалистичнее, чем иллюстрации.
О. Л. Влияет ли как-то на настроение, мироощущение работа над книгой? Ты же погружаешься в неё полностью, думаешь о персонажах. Или у тебя есть переключатель: думаю, пока рисую, а встала из-за стола - и мысли сразу меняются?
С. Я. «Что где едят» я рисовал в пандемию, а заканчивала в марте. Мопсов - этим летом. Можно себе представить, какое настроение у меня было. Но именно работа над такими книгами помогает замечать радость жизни. Например, когда делаешь зарисовки мопсов в парке, сразу становится веселее. Или когда ищешь фотографии домов в Лиссабоне, а потом рисуешь их и оказываешься уже там. Мне очень повезло, что моя работа забирает все внимание. И когда я встаю из-за стола, то она все равно со мной. Это и плюс, и минус.
О. Л. А вообще какие ещё книги тебе хотелось бы проиллюстрировать? Из существующих и пока не существующих?
С. Я. Может, что-нибудь про принцев и принцесс? В последний раз рисовала их лет в 6, и было очень весело!
---------—
Книги с иллюстрациями Стефании Янковской:
Ольга Лукас. Мопс и Каракуля
Купить:
https://www.wildberries.ru/catalog/119856215/detail.aspx
https://www.ozon.ru/product/693805374
Малейченко Снежана, Сташевская Гита. Что где едят: рецепты друзей со всего мира
Купить:
https://www.ozon.ru/product/564748455/
https://www.wildberries.ru/catalog/76110277/detail.aspx
Франц Кафка. Процесс
Купить:
https://www.labirint.ru/books/640659/
#СтефанияЯнковская #детскиекниги #детскаябиблиотека #кулинарнаякнига #книги #ольгалукас #мопс #мопсы #детям #книгидлядетей